Венеция

Венеция

Венеция — очень дорогой город. Да к тому же с плохой канализацией. Так что можно найти хороший отель с окнами на Гран Канале, но туалет будет один на этаж.

Это обратная сторона островов, за которые все любят Венецию. Проблемы с канализацией, очень дорогое жильё с обшарпанным экстерьером, потому что тяжело ремонтировать — стремянку к воде не приставишь, нужно специальное судно. Представляю себе, как судно с лебёдкой поднимает на третий этаж пианино. В результате инцидента, пианино срывается с троса и скрывается в пучине морской. Куда? Может быть в Атлантиду, ибо где ей ещё располагаться, как не под Венецией?

Поэтому мы поселились в Местре. Некогда оно было отдельным городом, а теперь — часть континентальной Венеции. Думают, что и коренные венецианцы предпочитают жить тут. Во-первых, цены на жильё дешевле, а комфорта больше (нет проблем в теми канализацией, лифтами), да и туристов на порядок меньше. Ехать от центра Местре до автовокзала Венеции или вокзала Санта-Лючия, но и стоимость отеля дешевле, хотя всё равно высокая.
Туристы шутят, что уезжают на ночь из Венеции, потому что с вечерними сумерками она уходит под воду.
Но всё это лирика! Венецию можно осмотреть за день. Для этого нужно пройти сувенирной тропой от Санта-Лючии до Пьяццо Сан-Марко, пересекая Гран Канале по мосту Риальто. И на этом поставить галочку. И уехать в Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь.
А можно гулять очень долго, пытаясь, например, поймать La Serenissima в утреннем густом тумане. Посетить Дворец Дожей, Академию Искусств, школу Св. Рока — и везде будут картины великих венецианских живописцев. Но думаю, что произойдёт большое пресыщение. Мы на первый раз обошлись школой Святого Роха. Целый потолок, исписанный кистью Тинторетто. И это производит очень странное впечатление. Тинторетто, как и любой другой художник-венецианец, очень внимание уделяет оттенкам, у него даже прозвище происходит от итальянского il tinto — краска.
Питер Акройд справедливо заметил, что такое особое отношение происходит от того, чти Венеция постоянно живёт в собственный водных отражениях. Она — женщина, которая постоянно всматривается в зеркало.
Венеция и женщина. Это отношения подспудно понятные, но трудно объяснимые — бесконечный континуум оттенков, как у солнечного света на водной ряби. То, что Венеция — женщина, понятно априори, но правили ей всегда мужчины. Был Совет Сорока, избирающий дряхлого и ветхого дожа, который кидал кольцо в воды Адриатики. Таким образом он обручался то ли с Адриатикой, то ли с Венецией, поднявшейся из пучины морской подобно Венере.
Но вернёмся к школе Святого Роха. Её потолок — это морская пучина Адриатики, которая смотрит на вас сверху, но вместо морских гадов — библейские сюжеты (есть и про Иону). Головокружения добавляет то, что потолочные картины можно рассматривать через зеркала размером с альбомный лист. Их специально выдают, чтобы не задирать голову.
Остальные картины я оставил на другие разы. Искусство должно быть в дозе, но не в передозировке. Всё-таки искусство — это весьма опасная штука, и от соприкосновения с ним можно сойти с ума.
Что ещё можно сделать в Венеции? Сплавать на острова Мурано за стеклом (которое меня не впечатлило) или на Бурано за кружевами (похожи на вологодские). Посетить остров-кладбище. Посетить первое в Европе еврейское гетто. Отсюда кстати и происходит само слово гетто по названию района Ghetto. Наконец, покататься на гондоле за 70 евро в час. Был свидетелем, как двое японцев наняли не только прогулку на гондоле, но ещё и оперную певицу (из La Fenice?) и аккомпаниатора на аккордеоне. Такую безвкусицу ещё надо было придумать! Голос в певицы, кстати, был сильным, и было что-то завораживающее в том, как её голос несётся над Лагуной и между этими утопающими особняками.

Площадь Святого Марка, Венеция

Площадь Святого Марка, Венеция

Площадь Святого Марка, Венеция

Площадь Святого Марка (Piazza San Marco) — это сердце Венеции.

Если вы приехали в город на автобусе или поезде к вокзалу Санта-Лючия, то, чтобы вам добраться до этой площади, вам придется преодолеть бесчисленное количество живописных улочек, каналов и мостов. Поначалу они вызывают чисто детскую радость, но скоро ей на смену приходит усталость от туристических потоков, которых здесь явно больше, чем воды в каналах.

И, о чудо!, вдруг вы оказываетесь на площади Сан-Марко. Огромнейшей, которая широко простирается во всей стороны. Из-за своих размеров она кажется самым невенецианским местом во всей Венеции. Но потом понимаешь, что всё наоборот. Именно Пьяцца Сан-Марко является квинтэссенцией города. Она повторяет простор Адриатического моря, и Кампанилла (колокольня) представляется маяком. Она настолько высока, что с её высоты в хорошую погоду можно увидеть Альпы. Кстати, существует версия, что одно время Кампанилла и служила маяком.

Безусловным символом площади являются голуби. Многие века Сенат города кормил птиц за свой счёт, в двадцатом веке этим занималась уже мэрия, и лишь в 2008 году после птичьего гриппа городские власти запретили продажу корма для голубей.

Но по площади и сегодня разгуливают люди, которые за энное количество евро сделают фото, где вы будете в окружении голубей, а некоторые из них даже будут сидеть у вас на руках. В общем, вы в полной мере сможете прочувствовать себя памятником Пушкину в Москве.