Верона

Дом Джульетты, Верона

Дом Джульетты, Верона

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте… – так Шекспир писал в своей знаменитую драму, и навеки поселил в Вероне эти два враждующих клана. Великий драматург любил использовать приём антиисторизма, когда, например, древнегреческие персонажи оказывались в самом настоящем английском лесу фей и эльфов, как будто специально смешивал Плавта и Спенсера (это я про «Сон в летнюю ночь»). После такого коктейля поселить в Верону несуществующие семьи казалось незначительностью и пустяком, но, как оказалось, своим приёмом антиисторизма Шекспир переписал историю города.

Так буквально в двух шагах от центра города, есть дом с внутренним двориком, который принадлежал роду Даль Каппелло, как раз и послуживших прообразом семьи Капулетти. Вот, как этот дом выглядел в XIX глазами английского классика №2 – Чарльза Диккенса (из «Итальянских очерков»). Оно интересно ещё и потому, что мы сможем как бы увидеть самое туристическое место Вероны в самом начале туризма, то есть когда путешествовать могли себе позволить лишь состоятельные авантюристы, и сможем сравнить с этим местом сейчас, когда туризм уже начинают называть туристических терроризмом, а для путешествий уже не нужно таких уж больших денег или духа авантюризма. Вот это описание:

«…с Рыночной площади я направился к дому Капулетти, претерпевшему величайшее унижение и превратившемуся теперь в убогую гостиницу. Шумные веттурино (то есть извозчики) и ломовые телеги теснились во дворе, где была непролазная грязь и ходил выводок забрызганных ею гусей… Плодовый сад перешёл в руки других владельцев и уже давно отделён от всего остального, а раньше он был при доме, или мог бы быть, и над воротами, что ведут во двор с улицы, ещё сохранилось изображение шляпы (capello) – старинного герба этой семьи, высеченное на камне. Гуси, ломовые телеги, из возницы и пёс, надо признаться, несколько мешали: гораздо приятнее было бы найти дом совершенно пустым и иметь возможность пройтись по его комнатам. Но шляпа всё же доставляла невыразимое утешение, и место, где полагалось быть саду, едва ли меньшее.»

Сейчас этот дворик выглядит совершенно иначе. Вместо гусей и ломовых телег – толпы туристов, которые разводят не меньшую грязь. Здесь влюблённые парочки. Девушки выстраиваются в очередь, чтобы подняться на так называемый «Балкон Джульетты» и спозировать для инстраграма. Снимают своих джульетт молодые люди, которые стайкой воробьёв с всё больше телефонами и всё меньше с фотоаппаратами стоят и ждут нужную джульетту. Иногда снимает не парень, а подружка, с которой потом нужно поменяться местами, ибо она тоже хочет зачотную фотку в инстраграм.

Был свидетелем, как на балкончик поднялась барышня с габаритами вагнеровской валькирии. Нет, я понимаю, если бы она костплеила мопассановскую Пышку где-нибудь на улицах Руана, но все хотят быть джульеттами в Вероне.

Кстати сказать, балкончик соорудили как туристический аттракцион, и говорят, что для фронтальной стенки использовали древнего саркофага. Аттракцион удался на славу.

Сад, как об этом ни жалел Диккенс, так и не разбили. Зато поставили статую Джульетты, такой хрупкой девушки, за которую боишься перед каждым туристическим прибоем. Ей до позорного блеска натёрли груди, ибо надо что-нибудь потереть на счастье и на любовь. Оказывается, что это уже копия статуи, а оригинал заюзали до того, что на правой груди появилась трещина, а на правой руке излом – его спасли в музей.

А ведь статуя – бронзовая! Вот, что могут сотворить мягкие человеческие ладони меньше, чем за полвека (её установили во дворике в 1972 году). Сами время и погода не такое не способны!

Статуя Джульетты, Вероны

Статуя Джульетты, Вероны

Кстати сказать, ратовал за установку статуи в этот дворик Клуб Джульетты (Club di Giulietta). Да-да, есть такая организация на добровольных началах, которая занимается тем, что отвечает на письма, адресованные «Джульетте в Верону» (ну как тут не вспомнить чеховское «на деревню дедушке»!). Оказывается таких писем приходит по пять тысяч в год! (То есть 13, 7 письма в день.) Видимо это пишут те, кто в прошлом году писал Санта-Клаусу в Лапландию (Деду Морозу в Великий Устюг), а в этом году уже не солидно.

И всё это лишь потому что Шекспир выбрал местом действия Верону, а не соседние Брешию, Мантую или Виченцу!

P.S. Из всего поста должна сделать вывод, что красивое надо осматривать так, чтобы ты не был последним туристом, который увидел эту красоту. Как говорил Экзюпери: «Мы не получили в наследство планету от предков, а взяли её в долг у потомков».