Милан

Милан в первом приближении

Галерея Виктора Эммануила II, Милан

Галерея Виктора Эммануила II, Милан

Много раз слышал то мнение, что Милан как никакой другой город похож на Москву, но не придавал этому значения. На подъезде же к Центральному вокзалу у меня случилось déjà vue– я не понимал, это Milano Centrale или Казанский.

И приехав, как герои «Рокко и его братья» Лукино Висконти из бедняцкого Палермо в индустриальный миллионник, я не мог не быть поражён зданием вокзала. Строение выдержано в левом монументальном стиле, и тут закралась та мысль, что опереточный фашизм Муссолини был не таким уж опереточным. Но, правда, соборов итальянцы не разрушали и статуй Гарибальди не валили. Монументальность поражает и оставляет далеко позади и Рим, и Париж. С такими масштабами может сравниться разве что сталинский ампир. Как видите, параллели с Москвой проводились сами собой.

Конечно, первым делом, нужно увидеть Белое Чудо, то бишь белый duomo. И он стал самым большим разочарованием за всё путешествие (а мы ездили по Лигурии, Пьемонту, Ломбардии и Валле-д’Аосте). Я привык к тому, что собор внезапно  взлетает в небо, когда выворачиваешь из тесного и кривого переулка, а миланский всего лишь возвышался небольшой белой пирамидкой.

Разочарование продолжилось ещё и тем, что вход оказался не только платным, но ещё нужно отстоять получасовую очередь. Вход стоил 3 евро. Но это ещё не всё. Вместе с подъёмом на эспланаду крыши цена поднималась под 10 евро. А если вы пожелаете подниматься на крышу не по ступеням, а на лифте, то уже 13. (Расценки актуальны на июнь 2017).

Вывод был сделан следующий. Поэтому сторону Альп готических соборов строить не умеют, и этот единственный собор тому доказательство.

 

Следующим пунктом mustsee была Галерея Витторе Эмануэле II. Красиво, но не более того. Разочаровали даже ценники. Куда им до цюрихских!

Возник закономерный, как тогда казалось, вопрос, почему Умберто Эко выбрал для жизни именно Милан, а не красавицу Геную, столицу итальянской Ривьеры, и не веноподобный Турин, где он учился? Ведь каждая из трёх столиц равноудалена от его родного города Алессандрии!

Прошли по via Dante, главной улице города, полюбовались на памятник среднему пальцу перед зданием Биржи, как апофеоз всякому конструктивизму и двинулись к последней, третей точке.

В концу улицы Москва отступает и начинается Париж. И действительно, Милан находится на полпути между этими двумя столицами. Начались красивые дома в османском стиле, закруглённые углы с магазинчика на углу, как в Барселоне, дающие сень и отдохновение высаженные платаны и старинные трамвайчики, как Лиссабоне. В центре всего этого – обязательный памятник Джузеппе Гарибальди. А позади него красуется замок Сфорца на фоне парка Семпионе.

Вот в этом районе Милана хочется жить. И содержать небольшой букинистический магазинчик. А по утрам делать пробежку вокруг Сфорцеско и по Семпионе. Думаю, примерно так и делал Умебрто Эко до того дня, когда гроб с его телом был выставлен в этом самом замке.

Достопримечательности

Галерея Виктора Эммануила II (Galleria Vittorio Emanuele II)

Галерея Виктора Эммануила II, Милан

Галерея Виктора Эммануила II, Милан

Галерея Виктора Эммануила II, Милан

Галерея Виктора Эммануила II, Милан

Если проводить аналогию между Миланом и Москвой, то галерея, безусловно, будет соответствовать ГУМу. Какого-то восторга пассаж не меня не произвёл: маленький, ГУМ больше и интереснее. Туристы ходят толпятся, что-то фотографируют. В общем, ставят галочку, что они тут были. Разочаровали даже цены. Я ожидал увидеть какие-то сверхвысокие цены, а они оказались просто высокими. Просто монументальное здание в стиле неоренессанса. Строил его Джузеппе Менгони (Giuseppe Mengoni) в 1896-77 годах, и 30 декабря 1877 погиб из-за что упал с лесов у главного купола галереи. Есть версии об убийстве и самоубийстве.

Южный пассаж Галереи Виктора Эммануила II, Милан

Южный пассаж Галереи Виктора Эммануила II, Милан

Купол Галереи Виктора Эммануила II, Милан

Купол Галереи Виктора Эммануила II, Милан

То есть автор Галереи упал на одну из мозаик, расположенных в центре, где сходятся крестом два пассажа. Кстати, о мозаиках: у западной, где изображён бык, бедному животному оттоптали всё причинное место. Считается, что ради удачи нужно встать каблуком в эту ямку и трижды повернуться в определённую сторону. Есть версия, что это придумали сами миланцы в отместку Турину за то, что он стал первой столицей Италии. А по мне, так просто по каким-то архитектурным соображениям была оставлена эта выбоина, а уж располагающие чрезмерным досугом зеваки изобрели себе примету-аттракцион.

Мне не повезло, я стал свидетелем, как одна сеньорита – в чёрном коротком платье в десять часов утра! – сначала изображала пьяную юлу из себя, потом заставила крутиться волчком и своего мужика в пиджаке, а потом для верности повторила ритуал удачи. При этом по жестам было понятно, что каждый раз она пытается вспомнить, в какую сторону надо поворачиваться. Мне же пришлось наблюдать всю эту благоглупость, чтобы отснять мозаику.

У входа в галерею со стороны дуомной площади пристают негры, но достаточно показать лицом немного решимости, и они отступают. А я не хотел повторения истории в генуэзском порту.

Мозаика в Галерее Виктора Эммануила II, Милан

Мозаика в Галерее Виктора Эммануила II, Милан

Мозаика в Галерее Виктора Эммануила II, Милан

Мозаика в Галерее Виктора Эммануила II, Милан

Мозаика в Галерее Виктора Эммануила II, Милан

Мозаика в Галерее Виктора Эммануила II, Милан

Мозаика в Галерее Виктора Эммануила II, Милан

Мозаика в Галерее Виктора Эммануила II, Милан

Мозаика в Галерее Виктора Эммануила II, Милан

Мозаика в Галерее Виктора Эммануила II, Милан

Оперный театр Ла Скала

Театр Ла Скала, Милан

Театр Ла Скала, Милан

Всемирно известный оперный театр Ла Скала (La Scala) может поспорить своей известностью с венской оперой, но в отличие от неё отличается полной безликостью и,  следовательно, разочарованием. Может быть, именно поэтому статуя Леонардо да Винчи, стоящая напротив, отлита с опущенными руками?

Впрочем, в конце XVIII века, когда Джузеппе Пьермарини строил его, никакой площади со статуей великому Леонардо здесь не планировалось. Другим извинительным фактом для Пьермарини служит то, что у него было всего пятнадцать месяцев — это очень короткий срок.

А случилось так, что предыдущий театр «Салон Маргариты» сгорел, и любители оперы собрали денег на новый и сами же выбрали место — на место, где некогда была церковь Санта-Мария-делла-Скала. Отсюда и название нынешнего театра! А церковь получила название от своей покровительницы Беатриче Реджины делла Скала (Beatrice Regina della Scala) из рода правителей Вероны Скала (Скалигер).

Впрочем, почему находилась? Считается, что в подвальных помещениях театра и сейчас можно пощупать гладкость мраморных колонн церкви. Более того, при раскопке котлована, нашли кусок мрамора, на котором был изображён Пилад — знаменитый древнеримский мим, что посчиталось за доброе предзнаменование.

Здесь ставили свои оперы Верди и Пуччини, и нужно понимать, что тогдашние люди так восторгались их музыкой, что на собственные деньги отстроили новый театр, пусть и такой невзрачный! А ради кого из нынешних музыкантов фанаты скинуться и отстроят стадион для выступлений? Думаю, что ни для кого, потому что такого факта замечено не было.

Вот как писал о нём Стендаль в своём дневнике, когда Ла Скала была на пике своей славы:

25 сентября 1816 года. Спешу в этот первый в мире театр (Скала): там все еще идет Testa di bronzo (Бронзовая голова) […] Театр Скала — это салон, где бывает весь город. Люди из общества встречаются лишь там: открытых приемов в частных домах не бывает. «Увидимся в Скала», — говорят друг другу, назначая свидание по любому поводу…
26 сентября 1816 года. Выхожу из Скала. Ей-богу, восторг мой нисколько не уменьшается. Я считаю Скала первым в мире театром, ибо его музыка доставляет больше всего удовольствия. В зале нет ни одной лампы: он освещён лишь отраженным от декораций светом. Даже вообразить невозможно что-либо более величественное, более роскошное, более впечатляющее, чем все его архитектурные формы. Сегодня вечером одиннадцать раз меняли декорации…

И так же, как и наш Большой, Ла Скалу закрывали на ремонт. После открытия билеты можно было купить только с рук за 2500 евро вместо 600, и каков же был конфуз, что уже во время первого акта даже самый глухой из оперный любителей понял, что отреставрированный зал «не звучит». Волшебная акустика руки Пьермарини исчезла!

Ла Скалу срочно пришлось закрывать на «продлённый ремонт». Сейчас последствия первого ремонта вроде бы исправили.

Статуя Леонардо да Винчи (Statua di Leonardo da Vinci)

Статуя Леонардо да Винчи, Милан

Статуя Леонардо да Винчи, Милан

Если зайти в Галерею со стороны Соборной площади и пройти насквозь, то окажетесь на площади Ла Скала (Piazza La Scala), на которой находится театр Ла Скала.

Центром же стяжения всей площади, или даже скверика, является статуя Леонардо да Винчи. Её выполнен в 1872 году некто Маньи.

Постамент выполнен, как вы видите, в два яруса. На верхнем в смиренной позе стоит великий изобретатель, на нижнем – четыре его ученика и последователя – Сесто, Салаино, д’Оджоно и Больтраффио.

Памятник Среднему пальцу

Памятник Среднему пальцу, Piazza degli Affari, Милан

Памятник Среднему пальцу, Piazza degli Affari, Милан

На самом деле, сам автор Маурицио Каттелану, венецианец из Нью-Йорка, назвал своё творение аббревиатурой «L.O.V.E.», но не расшифровывает никому из публики, что он имел ввиду. Может быть, он только и хотел сказать: «любил я вас всех!» — кто знает!

Впрочем, публика явно не собирается гадать над шарадой и попросту называет скандальное творение памятником Среднему Пальцу (Statua del Dito Medio). Памятник расположен на Piazza Affari, напротив Итальянской Фондовой Биржи (Borsa Italiana), но направлен не в сторону Биржи, а от неё. Получается, что это не Каттелану показывает широкий жест Бирже, а Биржа показывает его всему миру.

Интересный факт: изначально памятник должен был простоять на piazza Affari всего лишь 48 часов в рамках выставки «Против идеологии», но так и Эйфелеву башню в Париже должны были разобрать сразу после окончания Всемирной выставки.

Piazza degli Affari, Милан

Piazza degli Affari, Милан

Ещё раз памятник Среднему пальцу на фоне Биржи.

Piazza degli Affari, Милан

Piazza degli Affari, Милан

Здание Биржи построено в до боли знакомом стиле соцреализма. Вы только поглядите на этих мускулистых рабочих! Вот только здесь они строили на сталинский коммунизму, а фашизм в трактовке Муссолини.

Piazza degli Affari, Милан

Piazza degli Affari, Милан

А вот то здание, на которое направлен жест Каттелану. Может быть, он направлен против безликих типовых зданий?

Piazza degli Affari, Милан

Piazza degli Affari, Милан

А это гравюра нам напомнила картины Пабло Пикассо.

Piazza degli Affari, Милан

Piazza degli Affari, Милан

А на парковке мы увидали вот такого красавца!