Краков. Марьяцкий костёл

Мариацкий костел, Краков

Мариацкий костел, Краков

Мариацкий костел (Kościół Mariacki) — это без преувеличения главный собор Кракова, расположенный на площади Главного Рынка (Rynek Główny).

Хейнал

И первое, что бросается в глаза, почему же у него настолько разные башни. Та, что слева (правильнее сказать, северная) составляет в высоту 82 метра, и с неё издают знаменитый Мариацкий хейнал, поэтому она также называется Хейналица.  Правая же, южная башня возвышается всего на 54 метра и служит обыкновенной колокольней для костела.

Северная башня не только выше, но и гораздо более интересная и красивая за счёт своего купола. Шлем — как ещё называют купола — изготовил Матиас Херингкан в 1478 году.

Теперь, что такое хейнал. Происходит от венгерского hajnal — утро. В Кракове это слово означает сигнал, который подаёт трубач с башни в начале каждого часа. Несколькими столетиями раньше с Хейналицы оповещали о пожаре или нападении врагов. Сначала трубач играет на юг, в сторону Вавеля, то есть венценосцам, затем на запад, на ратушу, городским властям. Далее стражникам у городским ворот на север, и, наконец, на восток в сторону пожарной части.

Хейнал настолько важен как для Кракова, так и для всей Польши, что его играли даже во время Второй Мировой войны, то есть даже несмотря на все те ужасы, которые совершались в соседнем Освенциме.

На самом деле, соборов с асимметричными башнями не так уж и мало, Страсбургский собор и Фраумюнстер в Цюрихе — вот, что приходит на ум в первую очередь. Обычные объяснения такому — это рыхлость почвы, которая не выдержала бы вес второй башни, и банальная нехватка денег. Но это всё скучные объяснения, но я расскажу вам две красивые легенды.

Первая легенда о башнях — про любовь

Краковские жёнушки с Суконных рядов рассказывают, что Мариацкий костёл строился двумя знаменитыми и древними на всё Малопольское воеводство (Województwo małopolskie) семьями, которые решили породниться. И так случилось, что каждый клан возводил свою башню: один через жену, второй через мужа. И, конечно же, они соревновались между собой, как в той же Болонье.

И, как водится, жена оказалась хитрее супруга — ночами она изматывала мужа брачными утехами из-за чего муж днями не имел сил на строительство, а вот жена, наоборот, была полна сил и энергии. В результате, северная башня жены оказалась выше мужниной.

Вторая легенда о башнях — про братьев

По другой легенде, которые рассказывают старики, удящие рыбу на берегах Вислы, башни Мариацкого костела строили два брата. И старший брат, возводящий северную башню, понимал, что у него меньше таланта, чем у младшего, и тогда просто зарезал его. Свою башню он достроил, и она оказалась более красивой, чем южная, которая так и осталась навечно недостроенной. Но прошло несколько лет, и старшего брата истерзала совесть. Тогда он взобрался на своё творение, и с той высоты, с которой сейчас трубач играет хейнал, бросился вниз. Вот такая грустная история.

Алтарь Вита Ствоша, Краков

Алтарь Вита Ствоша, Марьяцкий костёл, Краков

Самым главным сокровищем Кракова, южной столицы Польши, является, конечно же, алтарь Вита Ствоша, который каждый может увидеть в Марьяцком костеле. Правда, за бесплатно на него можно посмотреть только издалека – от самой двери костела. Если же хотите изучить его детально и вблизи, то нужно приобрести билет. Снимать, в любом случае нельзя, ибо храм действующий (зато деньги за вход брать можно). В общем, я купил билетик и по-тихому сделал это фото.

Вит Ствош, он же Файт Штосс

Вит Ствош (Wit Stwosz) – это искажённое на польский лад имя немца Файта Штосса (Veit Stoss). Что-то достоверное об этом мастере в его докраковский период сейчас сказать невозможно, но краковская летопись от 1502 года отзывается о нём так – «Vittus sculptor de Horb», то есть скульптор Вит из Хорба. Считается, что это швабский Хорб-на-Неккаре, близ Карлсруэ, но некоторые связывают его в швейцарским кантоном Ааргау.

Известно, что Файт Штосс успел много где побывать. В том же Страсбурге, что неудивительно, из-за его близости к Хорбу. Путешествовал по другим городам в верхнем течении Рейна, что тоже неудивительно, если что считать верной ту гипотезу, что он из Ааргау. Добрался аж до самой Вены, а заказ взял из далёкого славянского Кракова!

Итак, первое сообщение о скульпторе датируется именно 1477 годом. Тогда – будучи уже зрелым мастером, он прибыл в Краков и взялся за выполнения заказа алтарного складня для Марьяцкого костела. Над ним он будет трудится аж 12 лет до 1489 и который станет его лучшим творением и оставит его имя в веках.

И тогда же из немца Файта Штосса он превратиться в поляка Вита Ствоша.

Алтарь в Марьяцком костеле и краковский период

Самый большой деревянный алтарь в мире. Он занимает 13 метров в высоту и 11 — в ширину. Его фигуры — выше человеческого роста. Их реалистичность такова, что в XX веке один краковский профессор по ним изучал средневековые кожные болезни. Автор алтаря Вит Ствош получил 2808 гульденов, что в те времена составляло примерно годовой бюджет всего Кракова.
Как-то на экскурсии в Казани одна экскурсоводша нам рассказывала, откуда пошло выражение «липовое что-то». Оказывается, обычно иконы делали из дуба. Но из липы — дешевле, проще и хуже. И всё-таки стали делать из липы. Так стали появляться липовые иконы и целые иконостасы. Алтарь Вита Ствоша именно, что из липы.
Самое лучшее, что можно сделать — это зайти в храм, сесть на скамеечку и долго-долго вглядываться в алтарные фигуры. И в какой-то момент они начинают возносится вверх, и тебя возносят вверх. Вслед за собой. И вся марионеточная неестественность их тел передаётся тебе. Потому что это — Средневековье, потому что — они все пребывают в горнем мире, и тело твоё — это не более чем марионетка, а главное душа.
Замечу вскользь, что помимо алтаря Ствош сработал и другие вещи, которые очень ценились современниками.

Нюрнбергский период

В 1496 году, будучи знаменитым скульптором и просто состоятельным, Вит Ствош переезжает в баварский Нюрнберг. Это был достаточно самонадеянный шаг, поскольку годом раньше туда вернулся из своей итальянской поездки Альбрехт Дюрер, и первому придется конкурировать со вторым.

Впрочем, Бавария большая, и места в ней хватило не то, что на двоих, но третьим места осталось!

Здесь он продолжал совмещать творчество с торговлей и финансами, которые довели его к 1503 году на грань банкротства. Тогда он решился на подлог. Он подделал подпись на векселе, но преступление вскрылось. Штосса приговорили к публичному клеймению в обе щеки. Бегство в Мюннерштадт не исправило ситуации. В 1505-6 годах ему несколько раз пришлось сидеть в тюрьме. И лишь в 1507 художнику удалось заручиться помилованием от императора МаксимилианаI и восстановлением в гражданских правах.

Дальше дела его, по-видимому, наладились. В 1518 году он изготовил Благовещение Пресвятой Богородицы для Церкви Св.Лоренца, а в 1520-23 – Бамбергский алтарь для кармелитской церкви Св.Себальда. Впрочем, его слава была так велика, что он даже получил заказ на изготовление скульптуры св.Роха для флорентийской базилики Сантиссима-Аннунциата.

ФайтШтосс прожил до глубокой старости и умер в 1533 году, за несколько лет до этого ослепнув.