Россия

Самой большой неожиданностью путешествий по родной стране оказался тот факт, что все города оказывались разными. Не только Петербург рядится в европейские одежды, а потому сильно отличается от матрёшечной матери. Или чужеродные в принципе наше истории Выборг или Калининград.

Вот Тула, например, предстаёт реализованным ужасом Кафки, только вместо Замка над городом нависает знаменитый Оружейный завод. Псков — идеальная провинция с самобытной храмовой архитектурой, откуда рукой подать до белого Таллина и красной Риги. Ярославль — вот русский купец соболями! Этот переторгует саму бедняжку Венецию. Наконец, Кострома, про которую лучше всего сказал Гребенщиков — mon amour.

Вывод прост до банальности: российские города тоже достойны того, чтобы на них потратить деньги и драгоценные дни отпуска.

 

Путешествия по России на автобусах

www.avtovokzaly.ru – тут можно посмотреть расписание автобусов если не по всей России, то на европейской части точно. А вот купить билетов нельзя. Билеты через интернет покупают здесь, на www.busfor.ru. Отзывы, в основном хорошие, но один из пяти-семи оказывается плохим: люди покупают билеты, но их места по факту оказываются уже занятыми. Пользоваться данным ресурсом или нет, решать вам, а мне не лень добраться до автовокзала и купить билеты там.

Путешествия по России на поездах

Дороже и дешевле путешествовать на поездах. Но нужно знать несколько нюансов, которые сделают вас более уверенными путешественниками.

Вопрос: Нужно ли распечатывать электронный билет или достаточно иметь его на телефоне?

Ответ: Смотря через какой сайт вы его покупали. Если на официальном сайте РЖД, то распечатывать необязательно.

На самом деле это важно, если у вас нет под рукой принтера. Конечно, можно покупать в кассе, но я люблю совершать покупку дома, когда можно всё десять раз просчитать и пересчитать, а так же заранее выбрать лучшие места — у окна!

Так вот, лучше всего один раз зарегистрироваться на сайте РЖД и покупать билеты на нём. Тогда билеты можно предъявлять проводницам прямо с телефона. Считается, что при заведении аккаунта на сайте вы проходите электронную регистрацию на поезд, а на билете будет аж целых два штрих-кода!

Если же покупаете билет на других сайтах, то билет вам придётся распечатать. Сделать это можно и бесплатно на вокзале в терминале. Главное, правильно выбрать терминал. Есть такие, где можно только купить билет, а есть и те, где можно ещё и распечатать. Их главное меню выглядит вот так.

Терминал РЖД для распечатки е-билетов

Терминал РЖД для распечатки е-билетов

Думаю, достаточно приехать раньше на четверть часа до отправления поезда для распечатки билета. Если, конечно, знать, где конкретно терминал стоит и быть уверенным, что он вообще есть на вокзале.

Ну и последний нюанс от РЖД. Если вы распечатали билет в таком терминале, то сесть в поезд вы сможете только по нему!

Другие распечатки на листах А; или на телефонах проводниц уже не удовлетворят.

Вывод таков: покупайте на официальном сайте РЖД и будет вам счастье!

Путевые заметки

Далее я поделюсь своими историями из моих российских путешествий. Они носят не столько полезный, сколько развлекательный характер.

От Питера до Москвы… (как оно было)

Где-то в степях Башкирии

Где-то в степях Башкирии

Писать пост о том, как добраться из в Москвы в Петербург – невероятно глупо! Это знает абсолютно каждый! Но давайте вместе поностальгируем о временах, когда ещё не запустили «Сапсан», и дорога занимала восемь часов!

Мы за сорок пять суток приходили в кассу вокзала и покупали «стенку» (нижнее и верхнее места) в плацкартном вагоне. Это было самое удобное – никто не покушается на твои места и тебе не нужно спрашивать разрешения посидеть внизу. Билет на одного в одну сторону стоил что-то в диапазоне 1700-1900 рублей. Мы тогда ещё не доверяли интернету, боже, я тогда ещё зарплату получал не на карточку, а наличными!

У нас был и любимый поезд – «Две столицы». От отходил от Ленинградского вокзала в десять вечера. На майские он сплошь состоял из молодежи. Такой же, как и мы. Меня поражало, что целый вагон незнакомых людей всё делает по расписанию. В десять садиться в поезд. В течение часа болтает, пьёт чай-пиво, а к полуночи, отстояв очередь в туалет, ложиться спать.

К этому времени поезд выезжал уже в район Солнечногорска-Клина и набирал скорость. Я лежал на верхней полке, а железная дорога укачивала меня таким милым та-да-да, та-да-да, та-да-да. Остановки можно пересчитать по пальцам одной руки: пятиминутка в Твери, где можно любоваться большими куполами храма и очередной раз дать себе зарок, что «обязательно надо выбраться на денёк в Тверь!», потом – Бологое, но о нём нужно говорить ниже. А потом проваливаешься в глубокий-преглубокий сон под лучшую колыбельную в мире, колыбельную железной дороги!

Просыпаешься уже, когда поезд замедляет ход. Спросонья смотришь в окно, проехали уже Обводной или нет? Ещё нет! Ещё можно подремать! А вот и Обводной, значит, пора вставать!

В шесть утра мы уже стояли на Московском вокзале. В ожидании, когда откроется камера хранения, перекусывали вокзальной едой – в те времена понятие фаст-фуда ещё не распространялось на такой тип еды. И шли гулять! То есть мы просто шли по Невскому, пока он ещё пуст, широк и прямолинеен, ибо не нужно никого обходить. Гостиный двор, Аничков мост, Казанский собор с домом Зингера, фигурка совы, наконец, Дворцовая,  Адмиралтейская набережная и Нева. Здесь мы говорили «здравствуй!» Петербургу у Льва и разводного Дворцового.

На обратном пути к вокзалу мы наблюдали, как город просыпался, и вместо Невского мы уже видели толпы бегущих людей. Мы уходили с Невского вправо, в сторону Сенной, и какими-то закоулками через Марата, Владимирскую и Лиговский выходили к Московскому. Забирали багаж из камеры хранения и ехали заселяться.

Знаете, это был ритуал!

Удобный и комфортный «Сапсан» разрушил его. Стало лень ночевать в поезде, ведь можно добраться за четыре часа, то есть за то время, чтобы перекусить, посмотреть фильм и вздремнуть. И стоимость «Сапсана» не так уж дорога, если покупать заблаговременно. Глупо как-то ездить в Петербург теперь на «Двух столицах». И, кстати, он ходит теперь в совершенно другое время! Более того, как-то ехал я по Каланчёвской смычке, и видел один из его вагонов в составе другого поезда. Вполне возможно, что «Две столицы» расформировали, а в рунете присутствует лишь устаревшая информация! Но примерно в это же время в Северную Столицу прибывает даже более легендарный поезд — «Красная стрела»!

Как по мне, так с введением «Сапсана» ушла в историю и ностальгию целая эпоха.

Фирменный поезд «Красная стрела»

Поезд «Сапсан»

Поезд Санкт-Петербург — Москва. Сапсан (как стало)

"Сапсан"

«Сапсан»

Вообще, мы уже не в первый раз едем на «Сапсане», но раз уж мы приводим на нашем сайте отзывы обо всех поездах, которыми пользовались, то пускай тут будет и «Сапсан».

На самом деле, наш опыт показывает, что  излишне рекламируемые вещи в новостях по центральным каналам, оказываются, мягко говоря, плохого качества. «Сапсан» яркое тому подтверждение. Поезд летит со скоростью сокола, а вот Wi-Fi работает у них со скоростью антисапсана. Проспект жизнерадостно утверждает, что с помощью телефона и поездного вай-фая вы сможете заказать себе кофе. Ну, что ж, попробуем!

И вот, мой телефон выдаёт, что с этим вай-фаем будет установлено небезопасное соединение. У меня одних сохранённых паролей от Wi-Fi -точек около пятидесяти, но небезопасное подключение обеспечивал мне только РЖД.

Ну, ок! Мне только бездумно посёрфить, а не сайтом заниматься, можно и без безопасности. Теперь нужно залогиниться по своему билету. Девиз РЖД — без геморроя нельзя никак! И всё, куда я смог выйти, так это на сайт «Сапсана», то есть чтобы заказать этот пресловутый кофе. И больше никуда, включая Википедию. А потом и вовсе выводил 404 страницу.

В общем, РЖД продолжает жидить на Wi-Fi.

Меню и цены "Сапсана"

Меню и цены «Сапсана»

Что ещё, помимо адски неудобных кресел? Вот цены на блинчики, которые вам с улыбкой принесут из местной едальни. В среднем, в два раза дороже, чем в «Теремке». Так что тревелхак: запаситесь едой заранее в том же «Теремке».

Но есть, конечно, и один большой плюс — удобство сообщения между двумя столицами, особенно если билеты покупать суток за 40.

P.S. Перед посадкой наблюдали такую картину. Девушка шла вдоль поезда и протирала каждое окно. Видимо, в рамках проекта «Россия из окна поезда». К сожалению, каких-то головокружительных пейзажей на Среднерусской равнине не увидишь. Очень красиво выглядит русло Волхова, но чтобы его сфотать, нужно знать об этом заранее, всё-таки поезд летит со скоростью до 200 км/ч. Очень много красивых видов на реки и озёра можно увидеть на перегоне Валдай — Вышний Волочёк.

Окуловский район, Новгородской области

Окуловский район, Новгородской области

р. Шоша, Тверская область

р. Шоша, Тверская область

р. Шоша, Тверская область

р. Шоша, Тверская область

р. Шоша, Тверская область

р. Шоша, Тверская область

р. Шоша, Тверская область

р. Шоша, Тверская область

р. Шоша, Тверская область

р. Шоша, Тверская область

Поезд «Сапсан»

Автобус Псков — Великий Новгород

ЖД вокзал, Великий Новгород

ЖД вокзал, Великий Новгород

Вообще, то путешествие в Псков и Великий Новгород, мы считаем нашим лучшим путешествием по России.

Из Москвы до Пскова мы добирались, ясное дело, ночным поездом и выезжали в пятницу после работы. Из Новгорода в Москву мы опять возвращались ночным поездом. Оставалось организовать переезд между Псковом и Новгородом. На поезде без пересадки это организовать было нельзя, а пересадки были либо в Петербурге, либо — барабанная дробь! — в Москве.

Тогда решили ехать по прямой автобусом. Билеты купили заранее, за несколько дней. Но в момент посадки выяснилось, что чемоданы в багажное отделение можно положить лишь за дополнительную плату. Времени сбегать в кассу и оплатить, уде не осталось, и на пришлось ехать с чемоданами в ногах.

Дорога заняла около четырёх часов, и это было четыре часа по щебню. Представьте себе, что вы рубашка, и вас четыре часа кряду трут по стиральной доске.

Была сделана одна пятнадцатиминутная остановка, когда можно перевести дух, но к нам попытались пристать какие-то то ли цыганки, то ли бабка-гадалка. Настоящий русский колорит!

На самом деле, этот опыт сродни генуэзским улочкам с их незабываемым смрадом. Он из той категории, о которой приятнее вспоминать, чем переживать.

А вообще, по таким местам и дорогам лучше ездить на своей машине, хотя я не уверен, что это очень мудрое решение сверкать перед местным ДПС московскими номерами.

Москва — Владимир — Нижний Новгород, «Стриж» и «Ласточка»

ЖД вокзал, Нижний Новгород

ЖД вокзал, Нижний Новгород

Поезда по Горьковскому направлению, то есть во Владимир и Нижний Новгород (который при Советах назывался Горьким) отправляются с Курского вокзала. Отправляются и прибывают с самого ближнего к вокзалу перрона, то есть не надо переходить по подземному переходу, что очень удобно — на дальние расстояния едут обычно с чемоданами.

Вот только если со «Стрижом» никаких подводных камней не будет, то с «Ласточкой» он может случиться. Если вы встанете спиной к Курскому вокзалу (спиной к «Атриуму» и лицом, соответственно, к газгольдерам), то вам нужно идти направо, причем достаточно долго. Вам нужно будет подняться по ступенькам подняться на другую платформу.

Не знаю точно, но думаю, что это связано с посадкой вагонов.

Что такое «Ласточка», в наши дни может узнать каждый москвич, который прокатиться по МЦК. Собственно говоря, на такие расстояния вагоны такого типа и рассчитаны (то есть, в пределах получаса).

Но мы добирались на ней до Нижнего Новгорода, то есть порядка четырёх часов, и как я завидовал людям, которые сходили на полпути во Владимире.

Но когда я прогулялся по поезду до туалета (а их всего два, в начале и в конце состава), то сделал переоценку ситуации. Люди, которым приходилось ютиться на скамьях около туалета, те вообще были в каком-то унизительном положении.

А вот «Стриж» никаких нареканий не вызвал. Туалет есть в каждом вагоне, спина не разболелась. Насчёт Wi-fi не помню, так как не пользовался им так активно и даже не думал к нему подключаться в поезде.

И «Ласточка», и «Стриж» курсируют по маршруту Москва — Владимир — Нижний Новгород. «Стриж» удобнее, но всё-таки дороже «Ласточки». К сожалению, мы не всегда можем выбрать, на чём нам ехать, даже если согласимся переплатить за комфорт — очень часто решающую роль будет играть время отправления и прибытия поездов.

Платформа для "Стрижа", Курский вокзал, Москва

Платформа для «Стрижа», Курский вокзал, Москва

Платформа для "Ласточки", Курский вокзал, Москва

Платформа для «Ласточки», Курский вокзал, Москва

Читайте также:

Великий Новгород, Выборг, Казань, Кострома, Москва, Нижний Новгород, Ростов Великий, Санкт-Петербург, Тула, Ярославль.