Страсбург. Достопримечательности

Полезную информацию о Страсбурге читайте здесь

Страсбургский собор

Собор, Страсбург

Собор, Страсбург

Когда стоишь перед Ним, задирая голову всё выше и выше. И никак не мог угадать, каким же мастерством строителям удалось добиться, как эти сотни и тысячи тонн хотят взлететь в небеса.

Высота единственного шпиля страсбургского собора составляется 142 м.

С 1549 года самым высоким зданием в мире была церковь святого Олафа в Таллине, пока её шпиль в 1625 году не был разрушен молнией. Тогда на двадцать лет самым высоким сооружением стала церковь святой Марии в Штральзунде (Stralsund), но и в неё в 1647 ударила молния и разрушила шпиль. И только после этого выше страсбургского шпиля не было ничего на свете. И так продолжалось около 200 лет, пока в Гамбурге не построили более высокий собор святого Николая, обогнав на 5,3 м.

Этот собор строили из вогезского песчаника. Строители, так же как и при возведении кёльнского собора, хоть и строили на немецкий лад, но всё-таки ориентировались на французскую соборную готику. Из известных мастеров, участвовавших в строительстве был Ульрих фон Энсинген (Ulrich von Ensingen), который умел делать высотные здания того времени и принимал активное участие в создании Ульмского собора и Базельского мюнстера, и Эрвин фон Штайнбах (Erwin von Steinbach, 1244-1318).

Эдуард Шюре рассказывает красивую историю, что пока Штайнбах творил свой opusmagnum, и у него подрастала дочь. Дочь в Средневековье была несчастьем в семье, её нужно было кормить, но она не могла наследовать дело. Но дочь Эрвина была другой, прямо-таки героиней современных голливудских фильмов, пока её отец возводил собор, она вытесала несколько прекрасных статуй для его фасада.

Впрочем, уступлю место великому эльзасцу Эдуарду Шюре:

Страсбруг«Собор возвышается над остроконечными крышами домов, подобно огромному острову, а остальные церкви города смотрятся карликами рядом с ним. Здание возводили в течение нескольких веков, сменилось три или четыре архитектурных стиля, и все они отразились в убранстве собора, от крипты времен Карла Великого, через византийские аркады южного трансепта к готической перегруженности деталями северного трансепта. Фасад ХIII в. – шедевр готического искусства. Если смотреть на собор с площади Гутенберга, он подавляет своей высотой, восхищает богатством. Чтобы лучше понять значение этой великой страницы в истории архитектуры, следует сравнить собор Страсбурга с собором Парижской Богоматери. Храм французской монархии – верх элегантности и сдержанности. Три этажа дополняют друг друга, разделенные горизонтальными полосами. Это гармония, это совершенная мудрость. Но здесь мало порыва, мало стремящегося вверх движения. Взгляните на фасад собора Страсбурга хорошим летним вечером, когда заходящее солнце окрашивает в красноватые тона полированный песчаник. Между трех колонн, которые в едином порыве достигают платформы, каменное кружево рассыпается богатыми зарослями. Какая сила изображения, какое мастерство! Совершенство трех порталов, порыв пилястр, устремленных к капителям, шатры и множество стрельчатых арок. Арки над арками, колонны над колоннами, все стремится к небу, все пламенеет, все цветет. В центре парит роза, пылкое сердце этого каменного леса. Надо всем этим царит шпиль, подобный лилии.
Интерьер собора по-особому темен и полон мистики. В полумраке с трудом угадываются огромные колонны с искусно выполненными каннелюрами, которые поднимаются, соединяясь с нервюрами свода. Здесь царят витражи. Именно они превращают собор в христианские небеса. Огромные оконные проемы, в которые помещены витражи, подобны глазам, смотрящим в другой мир. Или же через эти отверстия иной мир посылает в святилище отражения своих лазури и огня. Есть очень немного соборов, в которых символизм католической церкви был бы представлен так широко. История церковная и история светская как история королей, стоящих в арках, разворачиваются перед глазами зрителей на сводах боковых нефов. Выше, под окнами центрального нефа, сияют христианские добродетели, святые, девы с копьями и зажженными факелами. Это церковь торжествующая и церковь воинствующая. Наконец, гигантская роза фасада освещает собор всеми цветами радуги. Это мистическая роза, символ вечности.»

Страсбруг

Страсбруг

Страсбруг

Страсбруг

Страсбруг

Об одном витраже Страсбургского собора и как он связан с «Игрой престолов»

Если театр начинается с вешалки, то готический собор с витражей. Витраж — это душа собора, которой ты бываешь оглушён и ослеплён в солнечный день. Вот на этой фотке страсбургского собора первое, что бросается в глаза — это огромная розетка диаметром 12 метров (по другим источникам 14). Вы только представьте, каким калейдоскопом цветов она светит в солнечный день! Берлинская лазурь, шартрский синий, венгерский зелёный… Вся громадина храма будет подавлять вас своим величием, но розетка будет парить в воздухе и восхищать вашу душу. По сути — это всегда главный витраж!

Страсбруг

И вся архитектура готики подчинена витражам. Это ради них изобрели аркбутаны, снимающие многотонное напряжение со стен и позволяющие в них делать проёмы. А в проёмы вставлять витражи, а на витражах воссоздавать библейские сюжеты, которые также называют «Библией бедняков» (Biblia pauperum), ведь приход в те времена не умел читать!

Можно представить себе сцену, как епископ во время воскресной службы рассказывал что-то из Библии, а в качестве иллюстрации указывал на определённый витраж. «Наглядный материал», сказали бы учительницы из наших школ; «Нет, это комиск», возразил бы им Marvel.

Но я хотел рассказать об одном конкретном витраже, расположенном третьим в северном боковом нефе на нижнем ярусе.

Итак, на этом витраже изображён король Филипп. Он отличался мягким, весёлым нравом и щедростью, любил науку и поэзию. Он соперничал за императорскую корону с Оттоном IV и был убит в 1208 году в Бамберге, куда прибыл на свадьбу своей племянницы Беатрикс Бургундской. Убийство совершил из личных мотивов Оттон Виттельсбах, пфальцграф Баварский из-за расторжения помолвки с дочерью Филиппа, Беатрикс Швабской, которую король предложил теперь своему бывшему противнику и преемнику Оттону IV, чтобы укрепить мир с побежденным соперником. За преступление пфальцграф Оттон поплатился головой. А свадьба Оттона IV и Беатрикс Швабской состоялась в 1212 году, когда невеста достигла 14-летнего возраста. Правда, через 21 день после свадьбы юная Беатрикс скончалась.

Дамы и господа, эта история вам ничего не напоминает? Уж не её ли использовал Джордж Мартин в качестве основы для Кровавой Свадьбы? А может он бывал в Страсбурге, стоял перед этим витражом, вспомнил эту закопанную в документы историю и таким образом вдохновился? Витражи были для неграмотных бедняков, но теперь все грамоте разумеют и в потенциале могут прочитать всё, что угодно. Кроме витража, ибо витраж нем и требует комментария.

И теперь уместно повторить одну фразу из «Собора парижской Богоматери» Виктора Гюго — Это убьёт то! То есть книгопечатный станок Гутенберга, изобретённый, кстати, в Страсбурге, убьёт соборы. И, кто знает, если бы Гутенберг жил бы на столетие позже, то может быть достроили бы и правую башню собора.

Маленькая Франция (Petite France)

Rue des Dentelles, Strassbourg

Rue des Dentelles, Strassbourg

Так называется небольшой район в самом центре Страсбурга на Большом острове (Grande ?le) между Кружевной улицей (rue des Dentelles) и Крытыми мостами (Ponts Couverts). Большую туристическую популярность он приобрёл за счёт невероятной красоты фахверковых домиков. И самым красивым из них является Дом Кожевников (фр. maison des Tanneurs, нем. Gerberstube, эльз. Gerwerstub). Он расположен по адресу 42 rue du Bain-aux-Plantes.

Впрочем, во времена фахверковой обыденности, это был не просто дом кожевников, а вся улица принадлежала этому цеху. По роду своего ремесла им нужно много воды, поэтому кожемяки всегда селились около реки. Но от вымоченных кож так воняло, что соседям в скором времени приходилось съезжать, а на их место заезжал другой дубильщик.

Типичные крыши Страсбурга в швабском (южно-алеманском) стиле

Типичные крыши Страсбурга в швабском (южно-алеманском) стиле

Давайте теперь посмотрим на этот же дом со стороны реки. Как видите, в крыше расположено несколько «наклонных» этажей. Такая черта характерна для швабского, или южно-алеманского, стиля. Но кожевники не делили чердак на несколько этажей, а оставляли общее пространство с большим количеством слуховых окошек. Так было нужно для просушивания и проветривания выделанных кож.

И то, что сейчас мы считаем таким милый и открыточным вид, в те времена было, наоборот, бедняцким зданием. Ведь эти дома деревянные, а состоятельные люди строили из камня.

Кстати, своим таким романтичным названием квартал обязан госпиталю (Blatterh?s), в котором сначала лечили больных оспой, а потом и силифис у солдат Франциска I. Когда его армия возвращалась из Итальянской кампании, в как раз в Эльзасе солдаты проявились соответствующие признаки, и тогда было решено их оставить в местной богадельне.

Немцы — а Страсбург тогда принадлежал Германии — называли это заболевание «французской болезнью» (фр. mal fran?ais, нем. Franz?senkrankheit). Интересно, что французы называются его «итальянской болезнью» или «неаполитанской».

А вообще в квартале помимо дубильщиков проживали мельники и рыбаки. Такая атмосфера рабочего простого народа привлекала сюда и проституток, которые изрядно и способствовали распространению «французской болезни». Да и саму древнейшую профессию профессию немцы называли «французским бизнесом».

Крытые мосты (Ponts Couverts)

Башни, Страсбруг

Башни, Страсбург

В районе Маленькой Франции Иль разделяется на четыре рукава, через которые и перекинуты Крытые мосты. Каналы же называются Судоходным, а по мельницам, стоявшим здесь, Spitzm?hle (Шпицмюле), Dintzenm?hle (Динценмюле) и Zornm?hle (Цорнмюле). Некогда мосты действительно были крытыми, но в XVIII веке черепичную кровлю убрали, зато и деревянную часть мостов сменили на каменную.

Этот мрачный, особенно в вечернее зимнее время, ансамбль выполнял фортификационную функцию и служил для защиты речных подходов к Страсбургу по Илю.

Тут находятся и четыре сторожевые башни (в их строительстве тоже участвовал Себастьен де Вобан). Всего башен было пять, но в 1869 году одна из них – башня Цепей – сгорела.

Итак, вот названия четырёх сохранившихся башен с запада на восток: Башня Палача (Tour du Bourreau/St?ckelsturm или Henkerturm/Henckersturm), разрушенная Башня Цепей (Tour des cha?nes/Almosenturm или Malzenturm), Башня Генриха (Heinrichsturm), Башня Ганса фон Альтхайма (Hans von Altenheimsturm) и, наконец, Французская башня (Tour des Fran?ais/Franz?sische Turm).

Башня Генриха была тюрьмой. Во Французской башне солдаты Франциска I, те самые, которые принесли из Италии сифилис, навещали проституток. Позже в ней и соседней Башне Ганса фон Альтгейма была военная тюрьма. В сгоревшей Башне цепей была, по одним данным, женская тюрьма, по другим КПЗ для каторжников, дожидавшихся этапа по воде.

В общем, весь квартал хранит довольно-таки мрачную историю. Но сейчас они производят довольно-таки романтичные чувства.

Представьте себе, город, наполовину современный, наполовину красивый. На него опускается вечерний полумрак. Таких вечеров уже почти не бывает, потому что они чётко очерчивают силуэты ломанных крыш. В окнах здесь и там загорается жёлтый, тёплый, уютный свет, и тебе самому становится тепло и уютно.

Мрак сгущается, воздух вязок. Так приятно прогуляться по набережной под столетними вязами. Верно, что под ними могли прогуливаться Наполеон или Людовик XIV. Не страшно. Прогуливаются парочки. Быстро проносятся велосипедисты. Их здесь очень много.

Постепенно продвигаешься к центру. Средневековые улочки чередуются с современными пафосными витринами. Но в самом центре — он. Выступающий из ночи. Расцветающий подобно ночному цветку. Не всякая архитектура — это застывшая музыка, но только готическая, особенно соборы. И это не совсем музыка, скорее ноты, которые ещё нужно правильно сыграть.

Панорама на Крытые мосты и башни, Страсбург

Панорама на Крытые мосты и башни, Страсбург

Наверное, панорама на мосты и башни с дамбы Вобана является хрестоматийным видом Страсбурга, и лишь собор с разных ракурсов встречается чаще них.

Дамба Вобана (Barrage Vauban)

Страсбург

Страсбург

Дамбу строили по чертежам Вобана с 1686 года по 1700, то есть через пять после присоединения Страсбурга к Франции.  К тому времени стало ясно, что Крытые мосты уже не в состоянии защитить город перед новой военной техникой. Фортификация задумывалась так, что в случае осады можно будет перекрыть заслонки шлюза, и полноводный Иль затопит всю территорию к югу от города (в те времена там располагались преимущественно поля и сады).

Работами руководил не сам фортификатор, а его соратник Жак Тарад (Jacques Tarade). Между прочим, 12 объектов вобановской военной инженерии сейчас входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Плотина была выполнена в виде ещё одного крытого моста с несколькими шлюзами.

В настоящее время на второй этаж дамбы можно бесплатно подняться наверх и с высоты рассмотреть квартал «Маленькой Франции». На первом же этаже, в пассаже, выставлены скульптуры и горгульи, некогда сброшенные с собора в годы революций.

Дамба Вобана, Страсбург

Дамба Вобана, Страсбург

 

 

Be the first to comment on "Страсбург. Достопримечательности"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*