Прага. Старе-Место

Тынский храм
Пороховая башня
Командор из Дон-Жуана

 

Тынский храм (Týnský chrám)

Тынский храм, Прга

Тынский храм, Прга

Если бы нужно было представить Прагу лишь одной фотографией, то это был бы не собор святого Вита в Градчанах и не Карлов Мост, а именно Тынский Храм.

Его полное название Храм Девы Марии перед Тыном (Kostel Panny Marie před Týnem, Týnský chrám). Кстати, под тыном здесь понимается вовсе не изгородь, а название внутреннего дворика сразу за храмом. Вот она — родственная связь славянских языков, полная всякоразных курьёзов! Так вот Тын, или по-немецки Унгельт (чеш. Týn, нем. Ungelt) служила для сбора только что приехавших купцов, с которых взималась таможенная пошлина (то есть Ungelt).

Но вернёмся к беспримерному красавцу! Если любоваться на него со Староместкой площади, то нижняя часть будет закрыта более современными домами, и всё, что сможем увидеть, так это его шпиц по центру и две башни, будто бы даже похожие на башню св.Ламберта в Дюссельдорфе, но ровно также и брежневские хрущёвки похожи на красночерепичные крыши Праги.

Шпиц и две башенные крыши взлетают вверх и парят над тобой, как Мефистофель над заключившим с ним сделку. Они мрачны, они торжественны, они порождают в твоих фантазиях побасенки об алхимиках и еврейских мудрецах. Кажется странным, как можно проходить под ними и не верить в местные легенды.

И как каждый дом Италии наполнен историей от Античности, так и здесь в каждом строении угнездились легенды. Вот одна из них.

Многие могильные плиты внутри храма повреждены. А всё потому, что раньше пражане верили, что самым верным способом избавиться от зубной боли было наступить на плиту. Забавно представить, что чем сильнее зубная боль у человек, тем безогляднее он отплясывал на могиле тарантеллу или джигу :)

Пороховая башня (Prašná brána)

Пороховая башня, Прага

Пороховая башня, Прага

Красавица возвышается на 65 метров над городом. А начал её строительство некто Вацлав в далёком 1475 году и по проекту ворота в ней должны были соединять Старе Место и Нове Место и быть одним из тринадцати, которые вели бы в Старе Место. Но проекту не суждено было до конца реализоваться.

Дело в том, что рядом с ней находился один из королевских дворцов (ныне не уцелевший). Более того, от неё начиналась коронационная процессия. Но позже, в 1488 г. королевский двор переехал обратно в Пражский Град, и о башне все позабыли.

Башня стояла недостроенной аж до 1592 г, когда её достроили и стали использовать под хранение пороха. Тогда-то она и стала называться Пороховой (до того она называлась сначала У св. Амвросия (U sv. Ambrože), потом Горной (Horská)).

В 1757 году Прага оборонялась от Пруссии, и  башня сильно пострадала. Но отреставрировал её в 1875-86 годах Йозеф Моцкер (как и Йиндржишскую башню), причём сделал это так хорошо, что ему поручили завершить западный фасад собора св.Вита в Градчанах. В такой версии её и восхищаются миллионы туристов каждый год.

Командор из Дон-Жуана

Командор. Прага

Командор из Дон-Жуана. Прага

Скульптура находится у входа в Сословный театр.

Надпись гласит, что скульптура называется Командор (Il Commendatore) в память о том, что именно в этом театре 29 октября 1787 года состоялась премьера «Дона Жуана» Моцарта. И что автор — это Анна Хроми.

Если же погуглить на эту тему, то выясниться, что скульптуру также называют Pieta, Пустой Плащ и — самое глупое — Плащ Совести. Более того, Хроми растиражировала эту скульптуру. Я очень хорошо понимаю, зачем поставили её копию возле кафедрального собора в Зальцбурге (Как-никак родина Моцарта!), но она раздаривает её людям и городам, что обесценивает её ценность здесь, перед Сословным театром.

Более того, она отливает её самых разных размеров — от статуэтки, помещающейся на ладони до целой часовни высотой в 4,5 метра и 200 тонн весом, вытесанную из каррарского мрамора. Что грустно и пошло. Впрочем, она сама признаётся в своей любви к творчеству Сальвадора Дали, но ей не достаёт смелости признаться в подражании Энди Уорхолу.