Святой Мартин

Башня св.Мартина, базельский мюнстер
Башня св.Мартина, базельский мюнстер

Так как во время путешествий непременно осматриваешь в том числе самые красивые здания – а ими оказываются не только дворцы и замки, но и соборы с церквами – то неизменно сближаешься в религией. В масштабах Европы это, конечно же, христианство.

Поэтому я считаю, что знать житие того или иного святого довольно-таки увлекательно и помогает более полно погрузиться в прошлое.

 

Биография Св.Мартина

Это было вступление к рассказу об одном из самых популярных святых в Европе. Это – Мартин Милостивый, или Турский. Покровитель бедных, нищих, беженцев, пастухов, виноградарей, сукноделов и мельников.

Для примера, ему посвящён главный собор Братиславы, столицы Словакии, и в нём короновались венгерские короли. Ему посвящена вторая по значимости культовая постройка Кёльна. В честь него освящён кафедральный собор Кольмара. И так далее. В одной только Франции существовало 3667  храмов в его честь, что уж говорить обо всей Европе! (3667 храмов! Ведь кому-то было не лень их посчитать и составить перечень! Сейчас этим занимаются британские учёные, интересно, а кто тогда исполнял их функцию?) В Германии его тоже любили. Так в одном только Кёльнском архиепископстве в конце XII века Святому Мартину было посвящено больше храмов, чем Деве Марии и апостолу Петру вместе взятым.

Итак, Мартин родился около 316 года в городке Савария, что в римской провинции Паннония. Сейчас это Сомбатхей на западе Венгрии. Его отец был язычником и римским трибуном и хотел, чтобы сын сделал военную карьеру. Да и вообще, тогда в Римской империи действовал эдикт об повинности офицерских детей поступать на военную службу Даже его имя Martinus означало «посвящённый Марсу».

Но прежде отправил его получать образование в Павию, небольшой городок под Миланом. Там-то он и получил представления о христианстве и захотел выбрать стезю отшельника, но отец его всё-таки заставил поступить на военную службу, конкретнее в конную императорскую гвардию.

Служить ему пришлось в далекой северной Галлии, в славном городе Амьене. Точнее, это сейчас Амьен стал славным благодаря своему собору и уроженцу Жюлю Верну, а тогда, в IV веке, подозреваю, это был военный лагерь, как в мультиках про Астерикса и Обеликса. По преданию, именно там он отдал половину своего плаща нищему. В жизнеописании повествуется о насмешках, которые вызвал его поступок у других воинов. Кроме того, за преднамеренную порчу казенного имущества полагался трёхдневный арест, а если бы он отдал весь плащ – ещё более строго наказание.

Уже ночью во сне Мартину явился Иисус с половиной плаща, признался, что это он скрывался под личиной нищего и таким образом испытывал его веру.

После того сновидения, Мартин отказался от завета земного отца ради Отца Небесного, бросил военную службу и отправился в Пуатье (Пиктаву), чтобы служить христианству под началом св. Илария Пиктавийского. Он говорил, что христианин сражается мечом только с преступниками, а к противнику выходит с крестом и предпочтёт сам быть убитым, нежели убить.

Впрочем, ещё в армии Мартин вёл скромную и благонравную жизнь. Большую часть жалованья отдавал бедным. Будучи офицером, имел лишь одного слугу, и часто за него выполнял работу.

В 356 году Илария отправили в ссылку, а Мартин совершил путешествие по Италии и Венгрии, и, видимо, именно тогда его мать приняла христианство. Венгрию ему пришлось покинуть под давлением ариан (одно из многочисленных ответвлений ереси). Потом по этим же причинам он покинет и Милан  и отправиться на остров близ Генуи, чтобы стать там отшельником. Но уже тогда он имел известность, и к нему на остров потянулись последователи, что вынудило его отказаться от отшельничества.

К 360 году расклад сил против ариан позволил ему вернуться в Пуатье вместе со своим учителем Иларием. Вскоре Мартин основал монастырь Лигюже, который считается первым аббатством Западной Европы. Здесь он и жил до его избрания епископом Турским, а это случилось около 370 года.

А епископом города Тура, что на Луаре, он стал против своей воли – по настоятельному желанию верующих. Для выборов и рукоположения в сан его вызвали из монастыря обманом, якобы к больной женщине. Сам он избегал даже сана дьякона, а предпочитал должность заклинателя, то есть чтеца особых молитв над бесноватыми. Народная молва гласит, что новоявленный епископ был настолько скромен, что даже прятался поначалу, и прихожане искали его поначалу, что отразится потом в праздновании дня св.Мартина.

Можно прочитать, что другие церковные иерархи относились к нему с неприязнью – из-за строго образа его жизни, из-за простой одежды и из-за неухоженного облика. Но даже будучи в сане епископа, во время служб Мартин сидел не на кафедре, а рядом – на простой крестьянской скамье. А жить остался в монашеской келье.

Биографы указывают, что сильное влияние на Мартина оказали труды Афанасия Великого, а также жизнь Преподобного Антония.

Позднее, когда в Испании и Галлии расцвела ересь присцилиан, Мартин выступил против тех епископов, которые хотели передать еретиков имперским властям для наказания – он был глубоко убеждён, что государство не должно вмешиваться в дела церкви, что отлучение от церкви уже достаточное наказание для еретиков и не следует прибегать к смертной казни.

 

Мартин дожил до глубокой старости и скончался 9 ноября 397 года. И очень скоро его назовут апостолом Галлии и признают в народе святым, причём не за мученическую смерть, как это происходило до него, а за праведную подвижническую жизнь.

11 ноября на похороны Святого Мартина соберутся две тысячи монахов и огромная толпа жителей Тура. Согласно легенде, берега Луары, по которой вели тело, несмотря на глубокую осень, покрывались цветами. Это и стало одной из причин того, что днём памяти выбрали не дату его смерти, а день погребения (в Русской церкви – 12 октября по старому стилю).

Существует легенда, что в момент его смерти тогдашнему епископу Кёльна Святому Северину (Severin von K?ln) явился ангел и возвестил об этом событии.

Почитание св. Мартина

Национальным святым французов и немцев он сделался после того, как Хлодвиг I (466-511) из Меровингов выбрал его патроном франкских королей. На протяжении столетий одной из важнейших реликвий Франкского государства считалась накидка Святого Мартина. Её хранили в королевском дворце и брали в военные походы. Помещение, в которых её оставляли, называли капеллами, от латинского «cappa» – плащ, монашеская ряса. Так произошло немецкое слово Kapelle – общее обозначение придворных часовен. От Меровингов мантия перешла Каролингам. В 1562 году швейцарские сторонники кальвинизма осквернили его могилу, а мощи полностью сожгли. Уцелело лишь несколько костей.

 

А в 1483 году 10 ноября родился другой мальчик, которого окрестили на следующий день и назвали по святцам Мартином. Да, это был отец немецкой Реформации Мартин Лютер.

А вообще, на 11 ноября традиционно приходилось окончание сельского труда – день оплаты батраков, выплаты налогов, смены хозяев, заключения арендных договоров на землю, гуляний перед началом предрождественоского поста. А в 1810 году в Пруссии в этот день было отменено крепостное право.

Германия празднует этот день и сейчас. В детских садах и школах устраивают вечерние шествия с самодельными бумажными фонарями или даже из тыквы и всадником в форме римского воина. В конце жгут костры и отправляются по домам собирать сладости, а к столу в эти дни подают жирных мартинских гусей (в Германии такие гуси стоят 12-15 евро за килограмм). В книге Лагерлёф о Нильсе гуся так и звали – Мартином.

Почему гуся? Вот одна из версий. Во время одной из проповедей гуси подняли переполох, и Мартин приказал сделать из них жаркое. По другой, именно гуси выдали местоположение только что избранного епископа (он прятался в амбаре). Так что немецкие детки в день св.Мартина (Martinstag) устраивают шествие с фонарями (Sankt-Martins-Umzug) стучат в двери, поют песенки соседям типа «Ich gehe mit meiner Laterne und meiner Laterne mit mir» («Иду с моим фонариком, а мой фонарик — со мной») и получают сласти. А по возвращении домой к ужину едят запечённого гуся, то есть символически находят самого Мартина.

Разжигание же костров связано видимо с крестьянской традицией сжигать прохудившиеся корзины, пришедшие в негодность во время сбора урожая.

Be the first to comment on "Святой Мартин"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*