Алтарь Вита Ствоша, Краков

Алтарь Вита Ствоша, Краков
Алтарь Вита Ствоша, Марьяцкий костёл, Краков

Самым главным сокровищем Кракова, южной столицы Польши, является, конечно же, алтарь Вита Ствоша, который каждый может увидеть в Марьяцком костеле. Правда, за бесплатно на него можно посмотреть только издалека – от самой двери костела. Если же хотите изучить его детально и вблизи, то нужно приобрести билет. Снимать, в любом случае нельзя, ибо храм действующий (зато деньги за вход брать можно). В общем, я купил билетик и по-тихому сделал это фото.

Вит Ствош, он же Файт Штосс

Вит Ствош (WitStwosz) – это искажённое на польский лад имя немца Файта Штосса (VeitStoss). Что-то достоверное об этом мастере в его докраковский период сейчас сказать невозможно, но краковская летопись от 1502 года отзывается о нём так – «VittussculptordeHorb», то есть скульптор Вит из Хорба. Считается, что это швабский Хорб-на-Неккаре, близ Карлсруэ, но некоторые связывают его в швейцарским кантоном Ааргау.

Известно, что Файт Штосс успел много где побывать. В том же Страсбурге, что неудивительно, из-за его близости к Хорбу. Путешествовал по другим городам в верхнем течении Рейна, что тоже неудивительно, если что считать верной ту гипотезу, что он из Ааргау. Добрался аж до самой Вены, а заказ взял из далёкого славянского Кракова!

Итак, первое сообщение о скульпторе датируется именно 1477 годом. Тогда – будучи уже зрелым мастером, он прибыл в Краков и взялся за выполнения заказа алтарного складня для Марьяцкого костела. Над ним он будет трудится аж 12 лет до 1489 и который станет его лучшим творением и оставит его имя в веках.

И тогда же из немца Файта Штосса он превратиться в поляка Вита Ствоша.

Алтарь в Марьяцком костеле и краковский период

Самый большой деревянный алтарь в мире. Он занимает 13 метров в высоту и 11 — в ширину. Его фигуры — выше человеческого роста. Их реалистичность такова, что в XX веке один краковский профессор по ним изучал средневековые кожные болезни. Автор алтаря Вит Ствош получил 2808 гульденов, что в те времена составляло примерно годовой бюджет всего Кракова.
Как-то на экскурсии в Казани одна экскурсоводша нам рассказывала, откуда пошло выражение «липовое что-то». Оказывается, обычно иконы делали из дуба. Но из липы — дешевле, проще и хуже. И всё-таки стали делать из липы. Так стали появляться липовые иконы и целые иконостасы. Алтарь Вита Ствоша именно, что из липы.
Самое лучшее, что можно сделать — это зайти в храм, сесть на скамеечку и долго-долго вглядываться в алтарные фигуры. И в какой-то момент они начинают возносится вверх, и тебя возносят вверх. Вслед за собой. И вся марионеточная неестественность их тел передаётся тебе. Потому что это — Средневековье, потому что — они все пребывают в горнем мире, и тело твоё — это не более чем марионетка, а главное душа.
Замечу вскользь, что помимо алтаря Ствош сработал и другие вещи, которые очень ценились современниками.

Нюрнбергский период

В 1496 году, будучи знаменитым скульптором и просто состоятельным, Вит Ствош переезжает в баварский Нюрнберг. Это был достаточно самонадеянный шаг, поскольку годом раньше туда вернулся из своей итальянской поездки Альбрехт Дюрер, и первому придется конкурировать со вторым.

Впрочем, Бавария большая, и места в ней хватило не то, что на двоих, но третьим места осталось!

Здесь он продолжал совмещать творчество с торговлей и финансами, которые довели его к 1503 году на грань банкротства. Тогда он решился на подлог. Он подделал подпись на векселе, но преступление вскрылось. Штосса приговорили к публичному клеймению в обе щеки. Бегство в Мюннерштадт не исправило ситуации. В 1505-6 годах ему несколько раз пришлось сидеть в тюрьме. И лишь в 1507 художнику удалось заручиться помилованием от императора МаксимилианаI и восстановлением в гражданских правах.

Дальше дела его, по-видимому, наладились. В 1518 году он изготовил Благовещение Пресвятой Богородицы для Церкви Св.Лоренца, а в 1520-23 – Бамбергский алтарь для кармелитской церкви Св.Себальда. Впрочем, его слава была так велика, что он даже получил заказ на изготовление скульптуры св.Роха для флорентийской базилики Сантиссима-Аннунциата.

ФайтШтосс прожил до глубокой старости и умер в 1533 году, за несколько лет до этого ослепнув.

Be the first to comment on "Алтарь Вита Ствоша, Краков"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*