Банхофштрассе, Цюрих

Bahnhofplatz/HB, Цюрих, Швейцария

Если вы будете в Цюрихе хотя бы проездом, то вам обязательно нужно прогуляться по Банхофштрассе (Bahnhofstrasse), центральной и самой дорогой улице этого города и третьей в мире (после Нью-Йорка и Гонконга). Нам повезло, мы шли по ней ранний рабочим утром около восьми часов утра, когда ещё дорогие магазины не открылись. Днём, думаю, людей на ней становится во сто крат больше. Аналогичная ситуация у меня была с Невским проспектом в Питере. Ранним утром, часов в шесть, это лучшая улица на свете, но днём, днём я готов перебегать её только поперёк – так много на ней становиться людей, но вернёмся к Цюриху.

Улица является пешеходной и по обеим сторонам вырастают магазины с огромнейшими витринами, с пугающе большими пространствами за ними и с редким и маленьким товаром в них – верная пропорция жизни лакшри, когда тебе не хватает только кисточки для чистки пупка. Что там продают? Гаджет Apple, ювелирное украшение, мужские швейцарские часы – думаю, что линейку я задал.

По центру же на огромной скорости проносятся трамваи. Правильно говорил Максим Семеляк, что трамваи – это самый сакральный транспорт, который только можно придумать. Писал он это в связи с Новый Орлеаном, и в его тексте трамваи предстали душой города, кровью, циркулирующей по улицам. Заметьте, не джазовые оркестры, возвращающиеся после похорон, не карнавал Марди Гра, а именно трамваи! Для Цюриха это также верно на сто процентов. Может быть, именно поэтому я было так уютно в Страсбурге, Базеле и Цюрихе, что в них главным городских транспортом является именно трамвай?

Можно посмотреть, что со своей душой сделали Лондон и Венеция, превратив в аттракцион гондолы и двухэтажные автобусы. Да, миллион разменяли по рублю. С трамваем же такой фокус не пройдёт. Он изначально платный. Точнее он делает вид, что выполняет чисто утилитарную функцию, а на самом деле, распространяет вокруг себя ауру города, являясь если не самим genius loci, то хотя бы его помощником.

Как не сложно догадаться, улица начинается перед Центральным вокзалом и прямой стрелой рассекает город параллельно Лиммату и заканчивается у Цюрихского озера. Её длина смешная, всего 1,4 км, то есть это то расстояние, которое в Москве я должен пройти от станции метро до места своей работы.

Перекрёсток Банхофштрассе и Уранияштрассе, Цюрих

Перекрёсток Банхофштрассе и Уранияштрассе, Цюрих

Уранияштрассе, соединяющая Банхофштрассе и набережную Лиммата, Цюрих

Уранияштрассе, соединяющая Банхофштрассе и набережную Лиммата, Цюрих

А когда-то Банхофштрассе называлась «Рвом лягушек» (Fröschengraben) и выглядела вот так.

Фрёшенграбен на рисунке Карла Тёхи (Carl Toechi), 1860

Фрёшенграбен на рисунке Карла Тёхи (Carl Toechi), 1860

Фрёшенграбен, Цюрих

Фрёшенграбен, Цюрих

То есть это была не улица, и именно что ров, а для того, чтобы продолжить трамвайные рельсы и построить сверхнадёжные банки и сверхдорогие бутики, нужно было снести крепостную стену (окружающую, как я понимаю, холм Линденхоф) и засыпать ров, где майскими ночами так романтично квакали лягушки. Произошло это относительно не давно – в 1864 году.

Be the first to comment on "Банхофштрассе, Цюрих"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*