Котор

Церковь Святого Луки

Церковь Святого Луки, Котор, Черногория

Церковь Святого Луки, Котор, Черногория

Не смотря на то, что Черногория, как и Сербия, почти полностью православная, а католики проживают чуть ли не в одном Которе, в самом Которе ситуация стоит достаточно остро — тут-то на протяжении истории большинство тяготело именно к католицизму. Более того, одно время Котор был полностью католичен, и лишь в 1657 году, когда Османская Империя осаждала город, а Венецианская Республика защищала, окрестное православное население пришло укрыться за стенами. И, как водится достаточно часто, осталось.

И тогда венецианское правительство выделило для православных небольшой, но древний храм, посвящённых Святому Луке, поэтому в нём на протяжении полутора веков (до Наполеоновских войн) было два алтаря: и православный, и католический. Сейчас церковка полностью отдана православию, но большую часть года она стоит закрытой.

А вообще, местное население решило проблему конфессий по-житейски мудро. В том случае, когда муж и жена исповедуют разные конфессии, то мальчиков крестят в религию отца, а девочек — в религию матери.

Собор Святого Трифона

Собор Святого Трифона, Котор, Черногория

Собор Святого Трифона, Котор, Черногория

Так исторически сложилось, что большую часть населения Котора составляли хорваты (тогда мы их называли кроатами), которые, в отличие от сербов и черногорцев, исповедуют католичество, а потому в городе требовался соответствующей конфессии собор. Более того паства Котора была настолько велика, что её митрополит имел даже определённые свободы от архиепископа сплитского, а Сплит, между прочим, крупнейший город всей Далмации.

В общем собор был нужен, и его построили к 1166 году. Построили его в романском стиле, который вроде как должен выглядеть тяжеловеснее готики, но по факту почему-то выглядит воздушнее. Может всё дело в Дух Адриатики, может в переосмыслении романского стиля славянами, может из-за близости к греческим корням, а может лишь в том, что таких адриатически-венецианских городах вроде Сплита, Котора или Будвы предпочитали белый камень, а для итальянской готики того же времени красный кирпич.

Собор Святого Трифона (по-черногорски Катедрала Светог Трифуна/Katedrala Svetog Trifuna) оказался многострадальным храмом, равно как и весь Котор. Ему пришлось пережил несколько серьёзных землетрясений, последнее из которых случилось в 1979 году.

Собор, когда мы были в 2012 году, был открыт и бесплатен для туризма. Мы заходили внутрь, мы поднимались на второй этаж, мы выходили на балкон аки епископы и митрополиты и делали фотки паперти перед собором.

Собор действительно оказался запоминающимся. Уже прошло столько лет, а это единственное здание из всего Котора, которое я помнил без помощи фотографий!

Розетка, собор Святого Трифон, Котор, Черногория

Розетка, собор Святого Трифон, Котор, Черногория

Левая (северо-западная) башня Собора Святого Трифона, Котор, Черногория

Левая (северо-западная) башня Собора Святого Трифона, Котор, Черногория

Собор Святого Трифона, Котор, Черногория

Собор Святого Трифона, Котор, Черногория

Церковь Святого Николая

Церковь Святого Николая, Котор, Черногория

Церковь Святого Николая, Котор, Черногория

Можно сказать, что эта церковь в Которе является сербско-православным противовесом хорватско-католическому Собору Святого Трифона, о котором я уже рассказывал. Оба здания выглядят вполне внушительно.

На самом деле, до начала XX века на месте церкви был католический Доминиканский монастырь, который в результате Наполеоновских войн был разграблен, превращён в казармы и, под конец, вообще сгорел. Но не худа без добра! В результате в 1902-9 годах на этом месте был выстроен нынешний православный храм. Его стиль называется византийско-рашский.

Рашка — это название реки в Сербии, вдоль которой одно время даже существовало сербского Рашское княжество, где и развился соответствующий стиль. Византийско-рашский — это смешение двух стилей.

Уникальность храма для православия заключается в том, что фасад направлен не на восток, а на юго-юго-восток, что было продиктовано уже плотной застройкой квартала.

Что я могу сказать о церкви от себя? По сравнению с Собором Святого Трифона совершенно другой подход. Сразу за входом церковная лавка, торгующая свечами и иконами. В храме темно, из темноты тяжело свисает иконостас. В общем, довольно-таки дико из Европы шагнуть домой, видимо, в православие.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)

Be the first to comment on ""

Leave a comment

Your email address will not be published.


*


This site is protected by wp-copyrightpro.com

ScrollUp