Страсбургский собор

Собор, Страсбург

Вид с улицы Мерсьер

Когда стоишь перед Ним, задирая голову всё выше и выше, то никак не можешь угадать, каким же мастерством строителям удалось добиться, чтобы эти сотни и тысячи тонн захотели взлететь в небеса.

Высота единственного шпиля страсбургского собора составляется 142 м.

С 1549 года самым высоким зданием в мире была церковь святого Олафа в Таллине, пока её шпиль в 1625 году не был разрушен молнией. Тогда на двадцать лет самым высоким сооружением стала церковь святой Марии в Штральзунде (Stralsund), но и в неё в 1647 ударила молния и разрушила шпиль. И только после этого выше страсбургского шпиля не было ничего на свете. Так продолжалось около 200 лет, пока в Гамбурге не построили более высокий собор святого Николая, обогнав на 5,3 м.

Фасад страсбургского собора

Фасад в солнечный день

Страсбургский собор строили из вогезского песчаника. Строители, так же как и при возведении кёльнского, хоть и строили на немецкий лад, но всё-таки ориентировались на французскую готическую школу. Из известных мастеров, участвовавших в строительстве, был Ульрих фон Энсинген (Ulrich von Ensingen), который умел возводить самые высотные здания того времени и принимал активное участие в создании Ульмского и Базельского мюнстера, и Эрвин фон Штайнбах (Erwin von Steinbach).

Эдуард Шюре рассказывает красивую историю, что пока Штайнбах творил свой opus magnus, у него подрастала дочь. Дочь в Средневековье была несчастьем в семье, её нужно было кормить, но она не могла наследовать дело. Но дочь Эрвина была другой, прямо-таки героиней современных голливудских фильмов, пока её отец возводил готическое чудо, она вытесала несколько прекрасных статуй для его фасада.

Впрочем, уступлю место великому эльзасцу, мэтру Эдуарду Шюре:

Страсбруг«Собор возвышается над остроконечными крышами домов, подобно огромному острову, а остальные церкви города смотрятся карликами рядом с ним. Здание возводили в течение нескольких веков, сменилось три или четыре архитектурных стиля, и все они отразились в убранстве собора, от крипты времен Карла Великого, через византийские аркады южного трансепта к готической перегруженности деталями северного трансепта. Фасад ХIII в. – шедевр готического искусства. Если смотреть на собор с площади Гутенберга, он подавляет своей высотой, восхищает богатством. Чтобы лучше понять значение этой великой страницы в истории архитектуры, следует сравнить собор Страсбурга с собором Парижской Богоматери. Храм французской монархии – верх элегантности и сдержанности. Три этажа дополняют друг друга, разделенные горизонтальными полосами. Это гармония, это совершенная мудрость. Но здесь мало порыва, мало стремящегося вверх движения. Взгляните на фасад собора Страсбурга хорошим летним вечером, когда заходящее солнце окрашивает в красноватые тона полированный песчаник. Между трех колонн, которые в едином порыве достигают платформы, каменное кружево рассыпается богатыми зарослями. Какая сила изображения, какое мастерство! Совершенство трех порталов, порыв пилястр, устремленных к капителям, шатры и множество стрельчатых арок. Арки над арками, колонны над колоннами, все стремится к небу, все пламенеет, все цветет. В центре парит роза, пылкое сердце этого каменного леса. Надо всем этим царит шпиль, подобный лилии.
Интерьер собора по-особому темен и полон мистики. В полумраке с трудом угадываются огромные колонны с искусно выполненными каннелюрами, которые поднимаются, соединяясь с нервюрами свода. Здесь царят витражи. Именно они превращают собор в христианские небеса. Огромные оконные проемы, в которые помещены витражи, подобны глазам, смотрящим в другой мир. Или же через эти отверстия иной мир посылает в святилище отражения своих лазури и огня. Есть очень немного соборов, в которых символизм католической церкви был бы представлен так широко. История церковная и история светская как история королей, стоящих в арках, разворачиваются перед глазами зрителей на сводах боковых нефов. Выше, под окнами центрального нефа, сияют христианские добродетели, святые, девы с копьями и зажженными факелами. Это церковь торжествующая и церковь воинствующая. Наконец, гигантская роза фасада освещает собор всеми цветами радуги. Это мистическая роза, символ вечности.»

Страсбруг

Страсбруг

Страсбруг

Страсбруг

Страсбруг

Об одном витраже Страсбургского собора и как он связан с «Игрой престолов»

Если театр начинается с вешалки, то готический собор с витражей. Витраж — это душа собора, которой ты бываешь оглушён и ослеплён в солнечный день. Вот на этой фотке первое, что бросается в глаза — это огромная розетка диаметром 12 метров (по другим источникам 14). Вы только представьте, каким калейдоскопом цветов она светит в солнечный день! Берлинская лазурь, шартрский синий, венгерский зелёный… Вся громадина храма будет подавлять вас своим величием, но розетка будет парить в воздухе и восхищать вашу душу. По сути — это всегда главный витраж!

Страсбруг

И вся архитектура готики подчинена витражам. Это ради них изобрели аркбутаны, снимающие многотонное напряжение со стен и позволяющие в них делать проёмы. А в проёмы вставлять витражи, а на витражах воссоздавать библейские сюжеты, которые также называют «Библией бедняков» (Biblia pauperum), ведь приход в те времена не умел читать!

Можно представить себе сцену, как епископ во время воскресной службы рассказывал что-то из Библии, а в качестве иллюстрации указывал на определённый витраж. «Наглядный материал», сказали бы учительницы из наших школ; «Нет, это комикс», возразил бы им Marvel.

Но я хотел рассказать об одном конкретном витраже, расположенном третьим в северном боковом нефе на нижнем ярусе.

Страсбургский соборСтрасбургский собор

Итак, на этом витраже изображён король Филипп. Он отличался мягким, весёлым нравом и щедростью, любил науку и поэзию. Он соперничал за императорскую корону с Оттоном IV и был убит в 1208 году в Бамберге, куда прибыл на свадьбу своей племянницы Беатрикс Бургундской. Убийство совершил из личных мотивов Оттон Виттельсбах, пфальцграф Баварский из-за расторжения помолвки с дочерью Филиппа, Беатрикс Швабской, которую король предложил теперь своему бывшему противнику и преемнику Оттону IV, чтобы укрепить мир с побежденным соперником. За преступление пфальцграф Оттон поплатился головой. А свадьба Оттона IV и Беатрикс Швабской состоялась в 1212 году, когда невеста достигла 14-летнего возраста. Правда, через 21 день после свадьбы юная Беатрикс скончалась.

Дамы и господа, эта история вам ничего не напоминает? Уж не её ли использовал Джордж Мартин в качестве основы для Кровавой Свадьбы? А может он бывал в Страсбурге, стоял перед этим витражом, вспомнил эту закопанную в документы историю и таким образом вдохновился? Витражи были для неграмотных бедняков, но теперь все грамоте разумеют и в потенциале могут прочитать всё, что угодно. Кроме витража, ибо витраж нем и требует комментария.

И теперь уместно повторить одну фразу из «Собора парижской Богоматери» Виктора Гюго — Это убьёт то! То есть книгопечатный станок Гутенберга, изобретённый, кстати, в Страсбурге, убьёт соборы. И, кто знает, если бы Гутенберг жил бы на столетие позже, то может быть достроили бы и правую башню.

Читайте также:

Навигатор по Страсбургу

Маленькая Франция и дамба Вобана

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)

 

Be the first to comment on ""

Leave a comment

Your email address will not be published.


*


This site is protected by wp-copyrightpro.com

ScrollUp