Падуя

Немецкий путеводитель Baedeker ставит Падуе только одну звезду из двух, что очевидно, ибо две звезды получают Рим, Венеция, Флоренция и Милан. Конечно, с этими городами Падуя уже никак не может поспорить. Она была завоёвана сначала Вероной, потом Венецией и навсегда осталась уездным городом, никогда не превращаясь в столицу, куда стекались бы финансовые потоки. А роскошь, в том числе культурная, рождается только там, где происходит денежное пресыщение. Так, по крайней мере, было на протяжении двух тысяч лет.

И тем не менее Падуя нашла выход, она основала Университет. Второй в Европе — после болонского.

Базилика Санта-Джустина

Падуя

Базилика Санта-Джустины, Падуя

Другим интересным храмом Падуи является Базилика СантаДжустина (Basilica di SantaGiustina). Интерес она представляет, в первую очередь, своими масштабами – она занимает целую площадь, и лишь потому что ПратоделлаВалле, на которую она выходит, огромна, то и базилика не стесняет окружающее пространство.

В архитектуре преобладает ренессанс, но эта грибница куполов не может не отсылать к византийской архитектуре. Для меня остаётся загадкой, откуда в Падуе целых два храма с византийскими куполами!

Внутри базилика навела на меня скуку – какой-то классицизм с колоннами. Очень много света и пространства, отчего нет ни уюта, ни торжественности. Алтарь для храма расписывал сам Паоло Веронезе, но это не спасает. Наоборот, кисть маэстро теряется в этих килограммах золота, ушедших на оклады.

С паломнической точки зрения в базилике находится захоронения мученицы Юстины Падуанской и мощи Святого Луки Евангелиста, которые, впрочем, никому не показываются, и на это жаловался ещё П. А. Толстой.

Вывод следующий: не во все храмы стоит заходить, можно в них и разочароваться.

Кафедральный собор Падуи

Кафедральный собор Падуи, Италия

Кафедральный собор Падуи, Италия

Ещё один храм, о котором толком нечего сказать, а можно лишь приложить название к красивой фотографии. Итак, он носит названия Кафедрального собора Падуи (Duomo di Padova) и Собора Успения Девы Марии (Cattedrale di Santa Maria Assunta).

Интересно то, что это третья версия собора, отстроенная в ренессансном стиле, а первые, в готике, не выдержали проверку временем. Во многом он похож на базилику Санта-Джустины на другом конце города, но если у той архитектурной фишкой являются византийские купола, то у дуомо есть отдельно стоящий баптистерий.

Есть легенда, что над его проектом (но не строительством) работал сам Микеланджело.

Внутри скучно, слишком мраморно и светло даже в дождь. Кстати, именно тут я увидел электрические свечи или как там они правильно называются. В общем, опускаешь монетку, и загорается лампочка, заменяющая свечу и освещающая какую-нибудь картину. Да, не будем забывать, что в католических храмах вместо икон висят полотна художников совершенно разного уровня.

Гробница Антенора

Гробница Антенора, Падуя

Гробница Антенора, Падуя

Тот, кто читал «Иллиаду» Гомера, наверняка помнит сцену из Третьей Песни, когда ахейские герои под предводительством Агамемнона, наконец, прибывают под стены Трои, а со стен неприступной крепости своих врагов рассматривает царь Приам. Он приглашает на стену свою невестку Елену Прекрасную, жену своего сына Париса и просит рассказать, кто есть кто из непрошенных гостей.

«Вот этот — микенский царь Агамемнон, а тот — итакийский царь Одиссей,» — отвечает она Приаму. — «Агамемнон более плечист, но когда Одиссей сидит, то выглядит более статным».

В этот момент к ним подходит ещё один герой (о нём впервые упоминает Гомер) — Антенор (Ἀντήνωρ) — и подтверждает слова Елены, поскольку уже встречался с ахейскими мужами.

Как мы все знаем, греки захватили и разграбили Трою, и Антенор один из немногих, кто спасся и уплыл на Аппенинский полуостров, где и основал новый город Патавию (Patavium). Теперь мы его знаем под названием Падуи (Padova) и городе даже есть достопримечательность, которая так и называет Гробница Антенора (Tomba di Antenore). Находится она на одноимённой площади Piazza Antenore.

На самом деле, это никакая не гробница. В глубоком Средневековье во времена судейства человека со звучным именем Ловато Ловати (ок. 1240 — 1309, Lovato Lovati на тосканском наречии, Lovato de’ Lovati на местном венетском) во время строительства богадельного дома на Вья Сан Бьяджо (Via San Biagio) было обнаружено два гроба, один кипарисовый, второй — свинцовый. И народная молва сразу же приписала останки одного из гробов (к сожалению, не уточняется, какого именно) Антенору.

Более того, по городу ходила такая присказка: «Quando la capra parlerà e il lovo risponderà, Antenore si troverà», то есть «Когда коза заговорит, а волк ответит, найдётся и Антенор» (il lovo на местном венетском наречии, имевшем хождение в Падуе, значит il lupo, то есть волк). Как по мне, так эта пословица звучит в той же интонации, что и другая, римская — «Когда в августе снег выпадет» или наша «Когда рак на горе свиснет».

Но так случилось, что в том 1274 году как раз коза заговорила, волка ответил да и Антенор отыскался. Бригадир строителей сиротского приюта как раз носил прозвище Козы (Capra), имя Ловато тоже созвучно с венетским il lovo. А гробница Антенора придавала вес университетской Падуе, которой приходилось спорить с Венецией по линии древности и с Болоньей по линии образования.

По последним данным 1985 года эта гробница датируется «всего лишь» II-III веком нашей эры, то есть она на тысячу лет младше, если бы она действительно принадлежала Антенору.

Читайте также:

Базилика Святого Антония

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)

Be the first to comment on ""

Leave a comment

Your email address will not be published.


*


This site is protected by wp-copyrightpro.com

ScrollUp