Статуя Роланда

Статуя Роланда на Ратушной площади, Рига

Статуя Роланда на Ратушной площади, Рига

Главной площадью Риги является Ратушная (Rātslaukums), а её осью — статуя Роланда.

Вообще, я как-то ожидал увидеть на таком значимом месте какую-то важную для страны историческую фигуру, а не полулегендарного рыцаря. Конкретно эта версия была установлена в позднее время, в 1896 году, и архитектором выступил Вильгельм Нейман (по-немецки Wilhelm Neumann, по-латышски Vilhelms Neimanis), а скульптором Август Фольц, происходивший из остзейских немцев. Фигура широко известная в границах Латвии. В 2005 году оригинал убрали в музей церкви Святого Петра, а на улице оставили копию.

А вообще на Ратушной площади какая-нибудь статуя Роланда стояла с внезапамятных времён. Зачем она была нужна?

Оказывается, в немецких городах такие статуи могли ставить лишь те города, которые получали определённые свободы, например, вести торговлю или отправлять правосудие. Я видел подобную статую в Братиславе. Распространены же они были в основном в немецких городах, в среднем течении Эльбы. Самая южная статуя Роланда стоит аж в хорватском Дубровнике, но только там она называется Орландо.

Да, такие города получали название «роландовых городов».

Думаю, что нахождение статуи Роланда в Риге подчёркивает её немецкие корни.

Кстати, безумно красивое здание за статуей — это Дом Черноголовых, о котором я расскажу поподробней как-нибудь в другой раз.

Статуя Роланда на Ратушной площади, Рига

Статуя Роланда на Ратушной площади, Рига

Домский собор

Домский собор, Рига

Домский собор, Рига

Как бы собор Святого Петра ни противостоял Домскому собор, как бы ни возвеличивался в небо шпилем, всё равно главным храмом Риги остаётся Домский собор.

Во-первых, в нём находится кафедра. Во-вторых, он хранит в себе уникальный орган. На тот момент, когда его строили, орган считался крупнейшим в мире, да и сейчас по определённым характеристикам остаётся таковым. И хотя по количеству труб этот орган уже не занимает лидирующее место, их количество в любом случае потрясает — свыше 6700. Это целое ангельское воинство!

Изготовлен он был компанией «E.F.Walcker&Co» из вюртембергского городка Людвигсбург и считается одним из важнейших памятников немецкого органного романтизма.

К сожалению, я не сумел его услышать. Мы были в Риге очень короткий срок и как раз попали между двумя концертами. Мне приходилось слышать орган в другом соборе, и хотя сам собор (фрайбургский) был больше, орган — меньше. От этого бегут мурашки по спине! Так и только так мог говорит ревнивый Яхве с Авраамом! Орган, безусловно, сильный аргумент католичества и протестанства.

Думаю, что однажды мы ещё разок побываем в Риге. На второй раз, это будет не только столица, но и маленькие городки, и сам Рижский залив. И тогда мы обязательно подгадаем под концерт. Почему-то мне кажется, что именно Баха нужно услышать в небесной мощи этого органа.

Другим интересным фактом является то, что собор как бы уходит под землю. На самом деле в Риге очень быстро растёт культурный слой — её улицы постоянно посыпаются гравием, чтобы снизить ущерб от паводков Даугавы. И теперь при входе в собор вы не поднимаетесь, а опускаетесь.

Домский собор, Рига

Домский собор, Рига

Анатомикум, он же Православная духовная семинария

Анатомикум, Рига

Анатомикум, Рига

Прогуливаясь по Риге, мы натолкнулись на такое интересное здание.

Если честно, то мы смутно увидели в этом что-то еврейское, нечто подобное нам уже приходилось видеть в пражском Йозефове и краковском Казимерже. Как же мы ошибались! Оказалось, что изначально это здание использовалось как православная духовная семинария, построенная архитектором Генрихом Шелом в 1877-79 годах. Причём, это было одним из многих учебных зданий, возведённых на месте снесённых крепостных валов. Домовый храм, что интересно, располагается на третьем этаже, над главным вестибюлем, и извне никак не заметен.

Может показаться, что Духовную семинарию тут построились с целью пропаганды православия в Прибалтике, но на самом деле ситуация была сложнее. Действительно, местное остзейское баронство немецких корней — не будем забывать, что Кёнигсберг, столица Восточной Пруссии, очень близко — противодействовало распространению православия, однако крайняя бедность латышского и эстонского крестьянства привела к массовому переходу в православию — так они надеялись на помощь российского правительства.

Тогда 11 февраля 1846 года император Николай I утвердил решение Св.Синода об учреждении этой семинарии, целью которой было воспитание священников из местных, то есть тех, для кого латышский язык был родным. Также начали переводить богослужебные книги с русского на латышских. Более того, учителя высматривали художественно даровитых юношей для обучения иконописанию. Далее, в обучение вводится такой предмет, как «медицина», дабы выпускники умели оказывать первую помощь крестьянству.

Также в 80-х годах именно здесь был основан один из первых мужских хоров «Perkona koris». Чуть позже было принято решение, что выпускники могут податься не только в священники, но и в учителя в начальные православные школы, и для этого им преподавали элементарные знания по педагогике, методике преподавания грамоты, счёта и письма

А уже в 20-х годах XX века здесь устроили анатомический театр после того, как при Латвийском университете был создан медицинский факультет.

Впрочем, местечко очень колоритное и атмосферное. Можно погулять вокруг и пофантазировать всякие страшные небылицы, когда это здание стояло ещё на окраине Риги и месте только что снесённых крепостных валов.

Анатомикум, Рига

Анатомикум, Рига

Анатомикум, Рига

Анатомикум, Рига

Анатомикум, Рига

Анатомикум, Рига

Читайте также:

Церковь Святого Петра

О рижских котах

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)

Be the first to comment on ""

Leave a comment

Your email address will not be published.


*


This site is protected by wp-copyrightpro.com

ScrollUp