Казанский кремль

Мечеть Кул-Шариф

Кул Шариф, Казанский кремль

Кул Шариф, Казанский кремль

Мечеть Кул-Шариф (татарский Кол Шәриф мәчете, Qol Şärif mäçete) является главной мечетью не только Казани, но и всей Республики. Ещё точнее, она является джума-мечетью, то есть пятничной (в пятницу у мусульман происходит главная молитва).

С точки зрения туризма Кул-Шариф можно считать одним из символов Казани наравне с Зилантом, Казанским Зверей, Башней Сююмбике и местным кремлём.

Предыстория мечети такова. В 1552 году Иван IV Грозный подвёл войска к самым стенам столицы одного из своих вечным противников и, дождавшись октября, когда лёд окрепнет, перешёл Волгу и взял Казань.В ходе штурма в пожаре была разрушена соборная джума-мечеть и убит из казанских полководцев – сеид Кул Шариф.

История начинается уже в 1995 году Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, когда Республика Татарстан получила значительно больше свободы, чем при СССР, подписал указ о восстановлении мечети. На территории кремля начали строить новую мечеть по образу и подобию той, которая была разрушена при штурме Казани. И назвали её в честь героя обороны города.

Кул Шариф, Казанский кремль

Кул Шариф, Казанский кремль

По архитектуре самого здания я чего-то конкретного сказать не могу, так как видел очень мало мечетей, однако Кул Шариф отличается, скажем, от стамбульских творчества Синана своей вертикальностью и стройностью, в то время как та же Голубая Мечеть грибницей расползается по земле.

Однако, повторюсь, мечети подобного архитектурного образца я видел только одну, и это был казанский Кул Шариф, а потому я не могу сравнить впечатления. Выглядит красиво, впечатляюще, но я так и не смог отделаться от слова новодел. А новодел – это же закос под старину, когда пора строить какой-нибудь деконструктивизм в стиле Оперы в Сиднее.

Несколько чисел. Высота купола – 39 метров, его диаметр – 17. Четыре основных минарета (башни) возвышаются над землёй на 58 метров плюс есть ещё два малых минарета.

Гранит и мрамор для Кул-Шарифа привезли с Урала (думаю, что из Екатеринбургской области, а не Челябинской), ковры для украшения внутреннего убранства – это дар правительства самого Ирана.

Кул-Шариф имеет смысл увидеть дважды: утром, когда белый красавец с бирюзовыми шапками позирует на фоне бездонного светло-голубого неба (только чаек не хватает, которые очень бы подошли с этой картине), и вечером – при эффектной подсветке.

 

Башня Сююмбике

Сююмбике, Казанский кремль

Сююмбике, Казанский кремль

Башня Сююмбике (татарский Сөембикә манарасы, Sөyembikə manarası).

До возведения Кул-Шарифа башня была бесспорным символом Казани. Более того именно её реплику установили в Москве на Казанском вокзале. Она действительно красива и не уступает лучшим башням Московского Кремля или Кокую в Великом Новгороде. Но в отличие от них, она стоит не в цепи крепостных стен, а центре кремля, а потому выполняла не оборонную функцию, а дозорную, и с её вершины открывается потрясающий вид, как река Казанка впадает в Волгу.

Интересно и то, что Сююмбике относится к падающим башням – как самые известные её сестры Пизанская, Гаризенда и Азинелли в Болонье или Часозвоня в Великом Новгороде. Сейчас отклонение шпиля казанской красавицы от вертикали составляет 1,98 м при общей высоте в 58 метров.

Когда её построили. Самые рьяные относят к периоду Казанского ханства, другие впадают в крайность XVIII века.

Сююмбике, Казанский кремль

Сююмбике, Казанский кремль

Интересно и другое: татарское название башни Сөембикә манарасы было скалькировано в XIX веке с русского Башня Сююмбике, а до того местными называлась Хан-джами или Хан Мэчете, то есть Ханская мечеть. Это связано с тем, что Сююмбике, возможно, выполняла функции минарета при несохранившейся мечети Нур-Али (Муралеевой).

Повторюсь, башня действительно эффектно выглядит, потому что, во-первых, она запоминается среди многих других кремлёвских, во-вторых, потому что на ней нет чужеродного для наших мест декора в виде той же неоготики.

Легенды вокруг башни Сююмбике

Царица Сююмбике

Царица Сююмбике

Обе легенды настолько же красивы, насколько и нереальны, и все так или иначе связаны с царицей Сююмбике, в честь которой и была названа башня. Эту царицу можно с определёнными условностями назвать Клеопатрой Татарстана.

По первой, скучной легенде царица просто построила её в честь своего умершего мужа Сафа-Гирея.

Вторая же гласит, что когда Иван Грозный взял Казань, то предложил Сююмбике взять её замуж. Татарская царица выставила условие, что ему нужно выстроить семиярусную башню, причём по одному ярусу в день. Иван Грозный выполнил её просьбу, но Сююмбике сбросилась с самого высокого этажа.

Другой цикл легенд связан с позолоченным шаром, установленным на шпиль башни. На разные голоса утверждалось, что в нём хранятся какие-то очень важные документы их ханского периода. Может быть, какие-нибудь секреты старины.

Шпиль Сююмбике, Казанский кремль

Шпиль Сююмбике, Казанский кремль

Это верование было настолько сильно, что губернатор Казани приказал снять шар и изучить содержимое. Как и следовало ожидать, шар оказался пуст. Однако простые люди быстро нашлись и стали утверждать, что он был продырявлен, и что-то важное просто потерялось из него за столько столетий.

Как легко можно заметить, если Кул-Шариф как бы символизирует возрождение Казани и обретение её новых степеней свободы, то Сююмбике идею побеждённости, но непокорённости. Она стала стержнем татарского народа и её исторической памяти.

 

Зилант — jылан, легенда Старой Казани

Зилант, Казань

Зилант, Казанский кремль

Это скульптура зиланта установлена около стен казанского кремля. Происходит от татарского слова jылан, что значит «змея». Существует множество легенд, точнее, вариаций одной легенды о переносе Старой Казани на теперешнее место. О местоположении Старой Казани гадают примерно столько же, сколько о географии Старого Города (относительно Новгорода) или Аркаима, то есть нет ничего достоверного.

Зато на месте нынешней Казани, там, где река Казанка впадает в Волгу возвышалась (и сейчас возвышается) Зилантова гора. Её склоны были «плодородны, пчелисты, зверисты и рыбны», но, к сожалению, там же обитало великое множество змей. По совету кого-либо (колдуна, ведьмы, молодой девушки — тут легенды расходятся) люди устроили великое сожжение змей. Здесь я вижу перекличку с Махабхаратой, где в первой книге тоже описывается великое сожжение змей.

Но главный змей Зилант выжил. Его описания от легенды к легенде тоже весьма разнятся, но легче всего его представить его себе так, как он выглядит на этой фотке. Дракон переселился в другое место, по соседству с Новой Казанью. Чаще всего называется озеро Кабан. И оттуда он совершал постоянные разорительные налёты, пока некий батыр (богатырь) или колдун не убил его. С тех пор Казань стала процветать, избрав Зиланта своим символом. И даже, когда Иван IV Грозный взял город,то на своей печати изобразил этого змея.

Впрочем, не у одной Казани такая история. Схожая ситуация и у Базеля, и об этом можно почитать здесь.

 

Читайте также:

Навигатор по Казани

Улица Баумана

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)

Be the first to comment on ""

Leave a comment

Your email address will not be published.


*


This site is protected by wp-copyrightpro.com

ScrollUp