Эспланада

Для начала разберёмся, что такое эспланада? Википедия сообщает, что в старину так называлось открытое место перед крепостными стенами, чтобы противник не мог проскользнуть незамеченным. Для этого запрещали строить какие-либо постройки в пределах эспланады, во-вторых, заставляли вырубать деревья.

В случае с Выборгом парк разбивался в 1862 году на месте разобранной крепостной стены, а потому и получил такое название. Для неё специально выписывали определённые породы деревьев и заказывали скульптуры. И как-то так стихийно получилось, что по одной стороне парка вырос самый настоящий заповедник северного модерна.

Модерн становится интересен, когда начинаешь снимать мелкие детали зданий, а уже дома просматриваешь эти десятки фотографий. Самое главное не забыть снять дом общим планом. Лучше всего это сделать вначале, пока не погряз в элементах декора.

Но вернёмся к Выборгу. Если нам этот город интересен своей средневековой архитектурой, роднящей его со шведскими городами, то европейцы едут в него именно за модерном. В самом деле, Выборг если и уступает в этом плане Хельсинки или Риге, то совсем немного.

Вот так интересно получается!

Старый кафедральный обор и памятник Микаэлю Агриколе

Ныне снесенный лютеранский кафедральный собор, Выборг

Ныне снесенный лютеранский кафедральный собор, Выборг

Фотографии Кафедрального собора, музей Выборга

Фотографии Кафедрального собора, музей Выборга

Ныне снесенный лютеранский кафедральный собор, Выборг

Интерьер кафедрального собора, музей Выборга

Интерьер кафедрального собора, музей Выборга

В те времена, когда Выборг принадлежал Финляндии и назывался мелодичным финно-угорским Viipuri, был в нём кафедральный собор, выдержанный в строгом северном стиле. Фото для заголовка я взял из Википедии, остальные можно увидеть в музее «Выборгский замок», т.е. если зайти в башню св.Олафа (покровителя мореходов по Балтийскому морю, между прочим).

Но вернёмся к собору. Построен он был в 1893 году по проекту архитектора Эдуарда Диппеля. Здание церкви из трёх нефов выполнено в неоготическом стиле. Церковь вмещала 1800 человек, алтарная картина написана художником Пеккой Халоненым. На площади перед главным входом в 1908 году был установлен памятник Михаэлю Агриколе работы Эмиля Викстрема. В связи с учреждением в 1925 году Выборгской епархии, церковь стала кафедральным собором.

Но потом тут происходили бои Советско-Финской и Великой Отечественной войн, и собор получил много повреждений. Реставрировать его не стали по понятным причинам и в 1953 году его окончательно разобрали. Сейчас место, где был этот храм, выглядит вот так:

Площадь, где находился Кафедральный собор, Выборг

Площадь, где находился Кафедральный собор, Выборг

А копия памятника Агриколе сейчас стоит у лютеранского собора Петра и Павла, напротив кинотеатра «Выборг-Палас», где вечерами любят тусоваться школьники.

Памятник Микаэлю Агриколе около собора Петра и Павла, Выборг

Памятник Микаэлю Агриколе около собора Петра и Павла, Выборг

Лось Юсси Мянтюнен

Лось, Парк Ленина, Выборг

Лось, Парк Ленина, Выборг

В Парке Ленина рядом с Центральной библиотекой имени Алвара Аалто есть очень изящная скульптура Лося (Hirvi).

Для меня в этой фигуре раскрывается несомненная уверенность, что Финляндия будет одной из тех стран, за которой стоит будущее. Искусство этой страны одновременно минималистично, пластично, натуралистично и невероятно своёвременно. Мне тяжело, если вообще возможно, представить лучшую связь между природой и будущим. Между охотником, который добывает на праздничный ужин утку в лесах Суоми, и электромобилями на гравитационной подушке. Я не умею хорошо говорить о пластике скульптур, я просто это чувствую, когда смотрю на них, и это Лось один из шедевров для XXI века.

А скульптуру эту изготовил Юсси Мянтюнен (Jussi Mäntynen). Хотя он и родился в столичном Хельсинки в 1902 году (хотя какая это была тогда столица, две колеи на три двора!), но любил охотничать и любоваться финской природой, которая действительно достойна восторгов. Уже с детства любил и умел рисовать птиц.

В 1924 году 22-летний Юсси изготовил из гипса этого Лося, своё самое известное произведение, между прочим, специально для Северной Охотничьей Выставке. А четырьмя годами позднее, в 1928 году, фигура, отлитая уже в бронзе заняла своё место в Выборге. В те годы, напомню, город был вторым городом Финляндии и центром Восточной Финляндии, и вообще назывался Виипури (Viipuri). Тогда же вся Финляндия представлялась лосём, как, скажем, Россия медведем.

Когда же Выборг отошёл СССР, бывшие жители города, переселившиеся в Лахти (Lahti), в 1955 году решили установить в своём новом родном городе копию скульптуры. Позже копии также были установлены в Турку в 1969 году и Хельсинки в 1972.

А Юсси под конец жизни переселился в Турку, поэтому большинство его скульптур находится именно там (яркий пример «Лебеди»), хотя встречаются также и в Хельсинки, и в Стокгольме (потрясающие «Танцующие журавли»), и в Котке (разумеется, «Орлы»).

Легенда о Лосе

Наверное, не бывает такой скульптуры, которой суеверные люди не начищали бы до золотого блеска какую-нибудь часть. Лосю повезло больше многих других – ему начищают копыта и говорят так: «Надо обязательно коснуться копыт Лося, тогда обязательно вернёшься сюда на сильных и здоровых ногах!»

Думаю, что люди подобного склада характера придумали такую городскую легенду.

Однажды несколько охотников попало в сильных снегопад, и им пришлось заночевать в лесу. Ближе к полуночи мужчины со страхом обнаружили, что окружены огромной стаей волков. А ведь зима, волки голодные – могут и на человека напасть!

Охотники уже приготовились умереть, как увидели невесть откуда взявшегося лося, который задними копытами стал отбиваться от волков и проламливать им черепа. Но волков было очень много, и тогда лось решил пожертвовать собой ради людей и увёл их в глухие карельские чащи.

Так охотники пережили ночь, а наутро возвратились в Выборг. В память об этом событии, якобы, и был поставлен этот памятник.

Лесной мальчик

Лесной мальчик, Эспланада, Выборг

Лесной мальчик, Эспланада, Выборг

В 1896 умирает городской аптекарь Й. К. фон Цвейгберг и завещает 167 тысяч финляндских марок на украшение своего родного города. Это была круглая сумма. Городские власти использовали часть наследства для украшения эспланады скульптурами. Так на аптекарские деньги были приобретены «Лось» ЮссиМянтюнена, «Маленький рыбак» Микко Хови (не сохранился) и «Лесной юноша» (финский Metsänpoika) Юрьё Лийпола (Yrjö Liipola).

Вот и последнем мы и поговорим. Его установили на эспланаде в 1932 году, незадолго до начала Советско-финской войны. Но в отличие от всех других композиций, она счастливо пережила все эти годы, и мы ей можем любоваться и по сей день.

Скульптура поражает своим романтизмом. Отрок, начитавшийся книг, написанных высоким штилем о прекрасном, и теперь полный вертеровских мыслей, ведёт доверчивого медвежонка. Отрок что-то рассказывает зверьку (мы видим, как он повернул голову), но тот, разумеется, ничего не понимает и думает о кормёжке.

Мне-то кажется, что скульптура символизирует союз человека и природы, но как-то отпугивает её романтизм. Почему-то каждый раз, когда я смотрю на неё, у меня невольно всплывает «Лесной царь» Гёте, и там тоже лесной дух речами уводит доверчивую душу, вот только не понятно, в хорошее ли место.

Тем более удивительным кажется тот факт, что скульптура для Лийполы было неосновным занятием, а хобби на досуге, когда дипломатические дела давали свободное время.

Впрочем, городские легенды Выборга рассказывают другую историю. Якобы у Лийполы был сын, который повстречал в окрестных карельских лесах двух медвежат, а потом был растерзан разъярённой медведицей. Мальчик находился в том возрасте, в каком его опечаленный отец изваял в бронзе.

Читайте также:

Общая информация

Выборгский замок

Рыночная площадь

Парк Монрепо

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)

Be the first to comment on ""

Leave a comment

Your email address will not be published.


*


This site is protected by wp-copyrightpro.com

ScrollUp